Размер шрифта
-
+

Образы добра: люди и животные - стр. 9

(Беседы на Шестоднев. Беседа 8-я).

Здесь мы видим, тем не менее, что обличение святителя направлено в первую очередь против тех, кто считает душу человека однородной с душами животных, тем паче – проповедует переселение душ. Но ведь будут же обитать животные в новом, преображенном мире? И если так, будут ли они бессмертными, как воскресшие во Христе люди?


Преподобный Серафим Саровский на многих иконах изображается с медведем, который с доверием берет пищу из рук святого


***

Еще вопрос, заданный священнику:

«Благословите, честной отче! Правда ли, что только человек наделен бессмертной душой, а души животных смертны? В Священном Писании сказано, что когда наступит Царство Божие, то там волк с ягненком будут пастись на одной лужайке и т. д., т. е. животные там будут. Получается, они будут вновь созданные, а тех, которых мы потеряли в этой жизни, там не будет? И после своей смерти человек сможет увидеть только души своих родственников, а не животных? Или как? И еще. Является ли грехом то, что человек любит животных больше, чем людей? И если да, то какими молитвами можно это исправить? И как полюбить, например, своего обидчика (алкоголика, тирана, убийцу, наркомана) больше, чем преданную собачку или котика? Ирина».

– Да, Ирина, – отвечает игумен Никон (Головко), – только человек наделен Богом бессмертной душой, которая будет жить вечно, а души животных смертны и разрушаются одновременно со смертью тела. Если следовать этой мысли, то несомненно, что небесные обители будут населять другие животные, не те, что жили на земле. Любить животных больше, чем людей, грешно, а исправить это в себе можно только покаянием. Это, кстати, и ответ на последний ваш вопрос про тирана: нелюбовь к людям происходит только от мнения о себе. Мнение о себе рождает мысль, что мы достойны чего-то особенного, к нам относятся не так, как должно, нас окружают плохие люди и так далее до бесконечности. Подумайте об этом повнимательнее, и вы сами поймете корни неприязни к людям.

***

Другие батюшки придерживаются иной точки зрения. Вот, например, мнение известного публициста, волгоградского священника Алексия Плужникова:

– Давайте разобьем вопрос на две части. В первой части вопрос будет звучать так: увидим ли мы души наших любимых животных во время нашего посмертного существования в виде только душ до Второго пришествия Христа? Тут нет твердого богословского ответа, мы знаем из святоотеческой литературы, из житийной, что праведники в Царстве Небесном прославляют Бога, молятся за мир. Общаются ли они там с душами животных – нам неизвестно, но можно в это верить, в этом нет ничего богословски недопустимого.

Страница 9