Размер шрифта
-
+

Об истинном христианстве - стр. 126

3. Как бы ни были изящны краски, запах и вкус какого-нибудь растения, но если в нём сокрыт яд, то вся красота его красок, запаха и вкуса не только не полезна человеку, но до крайности вредна. Точно так и человек: как бы ни были прекрасны его дарования, хотя бы даже то были дарования ангельские, но если он исполнен гордости, честолюбия и самолюбия, всё сие не только совершенно бесполезно, но и до крайности вредно.

4. Всё, к чему можно отнести именование доброго, должно чисто и беспримесно проистекать из Бога, от Него исходить и в Нём иметь свою цель и конец. Если же оно имеет другой источник и другой конец, то оно не может быть добром, ибо только Бог есть источник всего доброго. Что добро, то не может происходить ниоткуда более, как только от Бога. Только то, что производит в твоём сердце Бог, является добром. А всё, что производит в тебе твоё самолюбие, честолюбие, самохвальство и искание своей выгоды, всё то, к чему тебя побуждают сии свойства, не может быть добром, ибо происходит не от Бога. Только один Бог благ (см.: Мр. 19:17), Бог, Который есть любовь (ср.: 1 Ин. 4:16): посему и приходит всё доброе человеку от любви, которая есть Сам Бог.

5. Поэтому-то один святой муж и желал быть Господу Богу тем, чем для человека является рука его. Как наша рука берёт что-нибудь и опять отдаёт, не присваивая себе за то никакой похвалы или чести, ибо она есть просто орудие и инструмент, когда надо, употребляемый, а затем отлагаемый на место своё, – так и человек должен с великою простотою быть для Господа Бога, как рука Его. И что он получил от Бога, то должен бесхитростно, без всякого самохвальства и честолюбия, из чистой, непритворной любви и благости, отдавать обратно. Ведь он получил всё от Бога, почему и не может нисколько хвалиться; хвала же подобает одному Тому, от Кого он получил всё, то есть только Богу. То есть: Богу единому подобает слава, честь и держава; мы же суть только простые орудия и инструменты Его, назначенные к тому, чтобы принимать от Бога дары Его и опять раздавать их.

6. Кто же не имеет такой искренней и чистой любви, тот со всеми дарами своими – ничто, хотя бы умел говорить ангельскими языками, и знал все тайны и имел все познания, хотя бы имел творящую чудеса веру и раздал всё имение свое нищим, хотя бы даже отдал собственное тело своё и жизнь свою (см.: 1 Кор. 13:1–3).

7. Ибо всякое самолюбие, самохвальство, честолюбие и искание собственной выгоды происходят от диавола. Более того – эти свойства являются причиною его падения, тем, из-за чего он был свержен с неба. Когда Бог сотворил Люцифера прекрасным Ангелом и одарил его различными высокими качествами: красотою, премудростью, светом и славою, то Люцифер залюбовался полученными им дарами, как павлин своими перьями, и начал обращать свою любовь на самого себя и хвалиться и величаться собою. Началом его падения было то, что он стал воздавать честь не Богу, но себе самому, и любовь свою обратил от Бога к самому себе. Когда это произошло, правосудный Бог и отверг его с ангелами его, которых он обольстил своею гордостью, ибо Люцифер имел начальство между Ангелами. Об этом говорит Писание: Бог отринул и низверг

Страница 126