Об истинном христианстве - стр. 125
(ср.: Песн. 8:6, 7). Милостью вечной милует Он нас (ср.: Ис. 54:8). – И хотя Господь Бог и говорит, что Он устал миловать (Иер. 15:6); но это относится к тем, которые сами упорно отвергают милосердие Божие, презирают благодать Божию и обращают её в повод к распутству (ср.: Иуд. 4). Впрочем, любовь Его никогда не перестаёт, но вечно живёт для всех боящихся Его, как Он и говорит: горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис. 54:10). Так и наша любовь никогда не должна прекращаться по отношению ко всем нашим ближним и даже к врагам нашим. Нам всегда надлежит быть исполненными милосердующей, непрестающей любовью и от сердца говорить: «Отче! прости им» (см.: Лк. 23:34). Тогда будет жить в нас Христос.
15. Любовь есть величайшая из всех добродетелей, ибо Сам Бог есть любовь (ср.: 1 Ин. 4:16). Любовь есть и исполнение закона, ибо в ней заключены все заповеди (см.: Рим. 13:10). Любовь вечна, ибо она пребудет и после достижения цели веры – спасения, когда вера, надежда, языки и проч. упразднятся (см.: 1 Кор. 13:8). Без любви негодны и ложны все дары, все добродетели и все благодеяния, оказываемые ближнему. Любовь даёт нам вечное свидетельство, что мы верою во Христа наследуем спасение. Посему христианину более, чем к каким-либо дарованиям или умениям, надлежит стремиться к любви, дабы уразуметь ему превосходящую всякое разумение любовь Христову и исполниться всею полнотою Божиею (ср.: Еф. 3:19).
Глава 31
О том, что самолюбие и честолюбие повреждают и уничтожают даже и высочайшие и прекраснейшие дары, коих сподобился человек
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.
(1 Кор. 13:1)
1. Причина того, что святой Павел так высоко ставит любовь, заключается в том, что Сам Бог есть любовь (ср.: 1 Ин. 4:16). Итак, какая хвала подобает Богу, такой же хвалы достойна и любовь в Боге. Ибо ни в Боге, ни в человеке нет никакой другой добродетели, которая была бы больше любви.
2. Но в человеке наличествует двоякая любовь: истинная, живая, чистая, нелицемерная, неосквернённая – и ложная, осквернённая и нечистая. Нелицемерная и чистая любовь такова, какою описывает её св. Павел, со многими свойствами и плодами, как мы уже сказали в предыдущей главе. Ложная же, нечистая и осквернённая любовь есть та, которая во всём – в словах, в делах и в употреблении полученных от Бога даров – ищет собственной славы, чести и выгоды, внешне делая вид, будто служит Богу и людям. Однако по сути всё это есть не что иное, как собственная слава, собственная честь, собственная выгода и самолюбие. А что происходит из такого основания, то происходит не от Бога, но от диавола, и есть яд, повреждающий все добрые дела и все благие дары.