О том, как грех вызывает наказание - стр. 2
Как поучает слово Божие, следствия нравственного зла распространяются от людей и на животный мир, и на всю тварь. Вемы бо, яко вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует даже доныне, – пишет апо стол Павел и объясняет: Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8, 20–22).
Откуда возникло нравственное зло? Бог сотворил мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло, как говорит слово Божие, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом и отразилось на всей живой природе.
ПАДЕНИЕ В МИРЕ АНГЕЛЬСКОМ
I. Мир темных и злых духов. Слово Божие духов злых (Лк. 7, 21) называет еще духами не чистыми (Мф. 10, 1), духами злобы (Еф. 6, 12), бесами или демонами (Лк. 8, 30, 33, 35). В частности, оно различает между ними одного главного, которого именует чаще всего диаволом (1 Пет. 5, 8), искусителем (Мф. 4, 3) сатаною (Откр. 20, 2, 7), иногда веельзевулом (Лк. 11, 15), велиаром (2 Кор. 6, 15), князем мира сего (Ин. 12, 31), князем власти воздушныя (Еф. 2, 2), князем бесовским (Мф. 9, 34), также денницею (Ис. 14, 12). А прочих злых духов по отношению к нему называет ангелами диавола (Мф. 25, 41), ангелами сатаны (Откр. 12, 7, 9).
Вследствие своего плотского состояния мы неспособны видеть духов злобы, но мы имамы известнейшее пророческое слово, емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнем месте (2 Пет. 1, 19), можем познать своих врагов настолько, чтобы быть в состоянии победить их. Средством для познания духов для нас служит христианское учение, содержащееся в Священном Писании, раскрытое и утвержденное в творениях святых отцов и учителей Церкви.
С учением о диаволе как о действительно существующем, личностном духе мы встречаемся на первых страницах Библии. По свидетельству книги Бытия, диавол, войдя в змия, убедил прародителей нарушить заповедь Божию (Быт. 3, 1–19). В Апокалипсисе диавол так и называется – змий великий, змий древний (Откр. 12, 9). Что диавол был виновником греха, который погубил весь род человеческий, свидетельствует книга Премудрости Соломона: Яко Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его, завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2, 23–24). По этой причине диавол называется человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44).
О том, что Моисей знал о существовании злых духов, свидетельствует книга Второзакония. Перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они