О том, как грех вызывает наказание - стр. 4
(1 Ин. 3, 8). Из этих слов следует, что отрицание существования диавола ведет к отрица нию тайны падения, а следовательно, и тайны Искупления. В самом деле, зачем Христу было приходить на землю, когда диавола нет? А отрицая тайну Искупле ния, мы должны отвергнуть и все христианство. А что Господь Иисус Христос приходил на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, свидетельствует вся евангельская история.
Подобно Иисусу Христу, и апостолы учили о зловредности злых духов, о их пагубном влиянии на род человеческий. По их учению, Христос воспринял нашу плоть для того, чтобы Своей смертью лишить власти имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14). Диавол есть лицо действительное, иначе Апостол не стал бы его изображать спорящим о теле Моисея с Архангелом Гавриилом (Иуд. 1, 9). Апостолы учили, что демоны – духи разумные (Иак. 3, 15), но злые (Деян. 19, 13). Будучи многочисленны, они образуют свое царство, во главе которого стоит сатана (Рим. 16, 20).
Христианская Церковь всегда и несомненно признавала бытие диавола и ангелов его.
Особенно убедительно доказывается бытие злых духов историей православного подвижничества. Святые всю свою жизнь вели жестокую брань с духами злобы и получали над ними власть «наступать на силу вражию», изгонять бесов из одержимых, избавлять людей от бесовских козней.
Верование Святой Церкви в бытие злых духов и их зловредную деятельность самым убедительным образом выразилось в ее молитвах и молебных чинах. Так, в 8-й молитве на сон грядущим православный христианин молит Бога: «…избави мя настоящаго обстояния бесовскаго… Изми мя от уст пагубнаго змия». В молитве св. Макария: «Спаси мя, яко Бог мой еси и Создатель… Да не убо похитит мя сатана и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды».
Церковь научает молиться Ангелу Хранителю, дабы он не дал «места лукавому демону обладати… насильством смертнаго сего телесе».
В чине Святого Крещения от восприемников требует ся, дабы они за крещаемого отреклись «от диавола, и всех дел его, и всея гордыни его». Возможность же существования бесноватых как действительно одержимых злыми духами Церковь признает тем, что имеет особый чин «О избавлении от духов нечистых».
Итак, Священное Писание ясно учит, что диавол есть лицо действительно существующее. Поэтому, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, «упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению; отри цающий злого духа человек уже поглощен диаволом (1 Пет. 5, 8) и, сидя в тьме и сени смертной,