О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 58
Вот почему существовавший прежде в Фессалонике, а теперь существующий на Святой Горе Афон обычай, чтобы совершали приношение диаконы, не благоприличен и не совсем сообразен с назначением диаконов; на это необходимо обращать внимание[57]. Если же кто-нибудь из диаконов хочет, по своей надобности, принести частицы Богу, то пусть делает это через пресвитера.
Когда пресвитер берет просфору и копие и, вынимая частицу, говорит: «Приими, Господи, жертву сию за такого-то, в честь и память» (если делает приношение за кого-нибудь из святых) или «в умилостивление же и отпущение грехов» (если за кого-нибудь из живых или умерших), тогда диакон при каждой частице говорит: «Помяни, Господи, в честь и память» (какого желает святого) или «в отпущение грехов» (всякого, за кого имеет нужду молиться). Однако лучше же и правильнее было бы ему говорить: «Помяни, владыко, того-то» (кого хочет помянуть). Потому что не благоприлично ему возносить голос к Богу в присутствии иерея.
Затем первому из диаконов дается архиереем знак начинать литургию, потому что без архиерея нельзя совершать ничего, что и о Себе сказал Великий Архиерей Иисус: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15,5). Итак, диакон призывает иерея благословить Господа. Иерей благословляет Бога – тот иерей, который совершал проскомидию в предложении. Затем служба следует обычным порядком, что мы, по мере сил, пространнее изъясняли в толковании на литургию.
65. Кого изображают собой архиерей и служащие с ним
Коротко скажем здесь, что находящиеся в алтаре священники изображают собой небесные чины, архиерей же – Господа, а находящиеся с ним – Ангелов, послуживших при тайне Божественного воплощения, и богопроповедников-апостолов.
66. Что символизируют святой алтарь и священная трапеза
Алтарь являет собою Святая святых, все, что превыше небес, и небо. Священная трапеза изображает Престол Божий, место Воскресения Христова и честной гроб Его. Храм одновременно есть образ и небесных обителей, и рая. А крайние части храма и притворы знаменуют собой сотворенную ради нас землю и то, что на земле.
Сошествие архиерея как бы на запад в архиерейском облачении обозначает нисшествие воплотившегося Господа вместе со святыми Ангелами на землю даже до отдаленнейших стран земли и до самого ада, а вместе с тем – низложение князя тьмы и освобождение душ, содержавшихся там от века.
Поэтому и первый вход означает сошествие Христа на землю, смерть, Воскресение и Вознесение, потому что Он совершил это в первое сошествие Свое на землю. Вот почему перед входом поются и антифоны, и именно три в честь Троицы. В них воспеваются Божия Матерь и лики святых