Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 5


Клирик:

Уразумел и поражен изумлением. Богу, совершившему все это, слава!

11. О том, что Христос и Сам принял таинства

Архиерей:

Теперь время сказать, как Христос совершил таинства по отношению к Самому Себе.

Во-первых, крещение – первый из Его духовных даров. Он Сам первый крестился в Иордане от Иоанна – не потому что имел в этом нужду (какую нужду мог иметь в этом Он, единый беспорочный?) – но ради нас, чтобы мы очистились и омыли скверну нечистого зачатия и прародительского греха и чтобы, созданные в начале из персти, то есть из земли и воды, в воде, погружаясь в нее тленным нашим телом, возродились душой и стали бы новым и безгрешным человеком.

Во-вторых, Спаситель принял помазание, или божественные елей и миро, в самом Крещении, когда снизошел на Него Дух в виде голубя. Об этом-то и говорит Исаия как бы от лица Христова: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня (Ис. 61, 1). Об этом и Петр говорит: Бог соделал Его Господом и Христом (Деян. 2,36) – соделал по плоти, и именно тогда, когда снизошел Дух. И в другом месте святые апостолы говорят: Святой Сын Твой Иисус, помазанный Тобою (см.: Деян. 4,27). Также и Павел рассуждает: В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2,9).

Итак, это помазание есть всецелая благодать Святого Духа, Которого, о чем мы уже упоминали, Он принял в Крещении по человечеству, как это было открыто и Иоанну. Как Бог Слово, Он всегда имел Святого Духа нераздельным с Собой, но принял Его по благодати, когда вочеловечился. И хотя Единосущный и Нераздельный Дух всегда был с Ним, ведь тем же Святым

Духом Он и сотворил Себе Божественную плоть, однако в Крещении показал нам ради нас, как Дух снисходит на Него.

Точно так же и Крещение Он, Чистый, принял ради нас, чтобы мы, приступая ко крещению, принимали Святого Духа. Потому мы и миропомазываемся, имея нужду в этом духовном мире, и именно при крещении. Ведь тот, кто еще не принял помазания миром, не будет вполне причастен благодати крещения, в котором человек возрождается и омывается Духом от грехов, но не имеет еще ни залогов благодати, ни благоухания жизни, ни печати Духа. Поэтому насколько необходимо креститься, настолько же необходимо и помазываться миром.

На тех, кого крестил апостол Филипп, возлагали руки Петр и Иоанн, чтобы те приняли Духа Святого, Который и есть Миро. Ибо тогда, при апостолах, и потом у многих других это Миро подавалось через возложение рук. Тогда было возложение рук, а теперь вместо рук служит освященное великое миро, освящаемое не пресвитерами, а патриархами и архиереями, то есть через священные молитвы лиц, облеченных силой Петровой и Иоанновой. Именно оно, будучи рассылаемо во все концы земли, имеет то же действие, что и прежнее возложение рук. Им необходимо запечатлеваться при крещении всякому верующему, чтобы само крещение получить совершенным.

Страница 5