О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 2
7. О покаянии
Покаянием мы исправляем все новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет другого способа призвать нас ко спасению, кроме подвигов и трудов, кроме обращения ко Христу и слез, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла. К этому дару особенно приближается звание монашеское как постоянный залог покаяния.
8. О святом елее
Святой елей, как священнодействие и образ Божественной милости, дан Богом во очищение и освящение для тех, кто хочет избавиться от грехов. Поэтому святой елей и оставление грехов дарует, и болезни исцеляет, и присутствует в освящении. Все это дал нам Иисус Христос и передали нам, по воле Его, божественные Его ученики. Так как природа наша двойственна – мы состоим из души и тела, – то и священнодействия, которые Он даровал нам, имеют две стороны. И Сам Он стал для нас сугубым, пребывая истинным Богом и сделавшись истинным Человеком. Точно так же Он благодатью Святого Духа освящает наши души, а вещественными водой, елеем, хлебом и чашей, а также и всем прочим, что освящается Духом, освящает тела наши и дарует нам всесовершенное спасение.
9. О воскресении и восстании тел
Для того чтобы сделать нас совершенными, такими, какими создал, Бог воскресит умерших и восставит те тела, с которыми мы жили и действовали, чтобы мы приняли воздаяние по делам нашим. И когда Он воздвигнет нас совершенными (потому что ничего Он не создал напрасно), тогда не оставит и тел наших в тлении. Потому что Он сотворил все для бытия и не хочет, чтобы что-нибудь погибло.
Он – Бог совершенный и единый истинно сущий и ради нас сделавшийся подобным нам Человеком. Для этого Он принял тело с душой словесной и разумной, чтобы и наши словесные души очистить и наполнить благодатью Святого Духа, а наши тела освятить и сделать нетленными. Для того-то и даровал Он нам таинства, которые имеют два свойства: с одной стороны, таинства эти совершаются видимым образом, но творятся Святым Духом; с другой – они предназначены сообщать душам и телам Божественную благодать.
Передал Он нам все это не только словом, но и самим делом. Бог Слово, воплотившись по Своему человеколюбию, на Самом Себе явил действие таинств и явился для нас началом благ, чтобы мы, став Ему Своими, от Него, как от источника, заимствовали эти духовные блага.
Для того именно Он и вочеловечился, чтобы мы соединились с Ним и освятились через Него. Ведь Он – то же самое Слово Божие, Которое и создало нас в начале и потом вновь воссоздало по благоволению Бога Отца содействием Святого Духа. Все сотворивший Бог Троица обо всем и промышляет, и особенно о нас, падших. Потому что нас Он удостоил чести большей, чем у всех видимых тварей, создав человека по образу Божию. И вот Слово – живой Образ, и Печать, и Сияние Божие – приемлет в собственную Ипостась наше словесное естество, созданное по образу Его. И обновляет именно в нас, а не в какой-либо другой твари, так как это невозможно.