Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 24

Предшествуемый архиереем, восприемник приводит крещаемого к священной купели, поручаясь, что тот приходит добровольно. Архиерей становится возле, изображая собой Самого Христа и имея Его силу. Купель наполняют водой (она изображает Иордан) и зажигают свечи, означающие просвещение Духом и то, что крещаемый идет из тьмы к свету и уже становится сыном Света. Архиерей кадит вокруг купели, знаменуя этим благоухание и святыню Духа, омывающего от всякого греховного зловония, потому что это – Дух Святой.

Потом архиерей благословляет и прославляет Царство Единого Бога – Святой Троицы, Которая одна владычествует и являет Свою царственную силу теперь, вызволив новопросвещаемого из-под власти лукавого[21]. Потом, когда диакон читает прошения мирной ектении, а народ взывает: «Господи, помилуй!» (потому что поистине в это время даруется великая милость Божия, так как усыновляется тот, кто прежде был беззаконником и врагом Ему), архиерей втайне молится за себя. Он просит у Бога, да обретет очищение и милость, чтобы, очищая других, самому не явиться оскверненным грехами.

Также он испрашивает себе силу и благодать послужить таинству достойно и как подобает. Потому что велико это таинство: Ангелы предстоят здесь, Христос изображается водами, Дух Святой нисходит, а крещаемый из оскверненного, и грешного, и нечистого, и врага, и тленного делается святым, и чистым, и сыном Божиим, и нетленным.

О великая благодать! О дарование Божие! О благодеяние, величайшее для нас, и благодать! Поэтому-то, когда будут произнесены прошения [ектении], архиерей, окончив молитву, возглашает: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя!» Он восклицает это три раза, прославляя Троичное Божество и величая Благодетеля.

Потом возносит молитву к воплотившемуся ради нас Сыну Божию, в которой исчисляет от века все чудеса Его, а затем вспоминает воплощение Его от Девы Духом и Крещение в Иордане, через которое Он воссоздал нас, сокрушив головы змиев в воде, как говорит пророк (Пс. 73, 13). Потому архиерей и умоляет Его прийти и наитием Святого Духа освятить воду, ведь Сын неразделен с Отцом и Духом и благодать у Них общая.

Затем он трижды крестообразно знаменует рукой воду, изображая над ней образ Христа, и молит Его сделать ее источником нетления, а затем вновь троекратно дует на воду и низводит на нее обильнейшую благодать, подражая

Христу и свидетельствуя о том, что было ради крещения в начале – что Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2). И опять знаменует ее рукой, изображая крест, и говорит: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы», прибавляя далее, чтобы вода сделалась духоносной и святой и не таилось в ней ничто лукавое, но чтобы она была невыносима диаволу и способна отогнать его, чтобы она имела силу воссозидать, и освящать, и усыновлять Богу крещаемых в ней и делать их чадами Света.

Страница 24