О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 26
Божественный Дионисий говорит, что в священную купель вливается миро, но теперь вливается этот елей, предшествуя миру, а миро – после. Можно, впрочем, думать, что и священный Дионисий называет миром этот самый елей, как предвестие мира, так как через него крещаемый получает начаток освящения и помазывается на божественные подвиги, а впоследствии укрепляется окончательно, и совершенствуется, и запечатлевается совершеннейшим миром благодати. Вот потому-то в крещении упомянуто и о том, и о другом.
Освятив елей, архиерей помазует им крещаемого, и именно освященным елеем, иначе какая была бы нужда в нем крещаемому после помазывания миром, если в крещении уже было миро? Итак, этим елеем он наперед уже помазывает крещаемого, говоря: «Помазуется (имя рек) елеем радости» во имя Троицы. Радость же эта – радость Духа, спасающего нас по благодати и милосердию, как и Давид восклицает: Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя (Пс. 50, 14).
Потом кто-нибудь, диакон или прислужник, помазывает, начиная с головы, все тело крещаемого, потому что он всецело готовится к божественным подвигам и пришел не для того, чтобы снова пасть, но для того, чтобы подражать Христу, в Которого облекается, и с лукавым бороться, и мужаться. Борцы же в древности помазывали тело маслом.
Затем крещаемый вводится в воду полностью нагим, как и родился и как был создан прежде. Но прежде он имел божественную одежду и, будучи наг, не стыдился, а теперь, родившись нагим, покрыт стыдом преступления. Только войдя в святую воду, он освобождается от стыда, который наложил на него грех, и приемлет славу и одежду нетления.
Архиререй (или иерей), положив руки ему на голову, которая есть часть тела, в которой совершается все, что касается деятельности чувств и ума, и погрузив один раз в воду, восклицает: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца» – и тотчас поднимает его. Потом погружает опять, говоря: «И Сына» – и опять поднимает. Затем, погрузив в третий раз, говорит: «И Святого Духа». После этого архиерей возводит его уже освященным через таинство божественного крещения, одновременно и воссозидая, и священносовершая его именем Святой Троицы, провозглашая три Лица в одном Божестве, говоря: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Этими словами исповедуются три Божественных Лица, Нераздельных и Неслиянных, в то же время троекратными погружением и поднятием из воды изображается тридневное погребение и Воскресение распятого за нас плотью и воскресшего Христа.
32. О том, что формула «крещается раб Божий» имеет преимущество перед выражением «я крещаю раба Божия»