Размер шрифта
-
+

О Разуме, его свойствах и переосмыслении структуры общества - стр. 30

Религиозные нормы обеспечиваются механизмом принуждения – верой. Человек связывает соблюдение или нарушение своих религиозных норм с наградой или карой от божества или высших сил. Самым простым примером действия веры служат страх попасть в Ад и надежда попасть в Рай.

Относительно религии существует два распространённых заблуждения:

1. Атеисты – не религиозные люди;

2. Религия и религиозное учение – это одно и то же.

Первое заблуждение опровергнуть достаточно просто. Атеисты уверены, что Бога нет, а после смерти – пустота. Возможны другие комбинации и представления. В данном случае атеисты ничем не отличаются от всех остальных, кто на такие же вопросы отвечает утвердительно. Атеисты и «верующие» отвечают на одни и те же вопросы просто с различным знаком, они строят позицию на одной и той же вере, а не на знаниях. Ни атеисты, ни «верующие» сегодня не могут обосновать свои позиции с научной точки зрения, а значит, они ничем не отличаются друг от друга. В этой связи можно также отметить, что словом «атеист» люди часто обозначают любого, кто размышляет о Боге не так, как требует его религиозное учение18.

Если заблуждение относительно сути атеизма – лишь теоретический вопрос, то второе заблуждение о равенстве религии и религиозных учений привело к невероятному кровопролитию, жестокости и лицемерию.

Религиозное учение – это лишь опубликованная система верований одного лица. Другие индивиды прониклись им и решили сами видеть мир в том же ключе. Как и любое другое представление, религиозное учение стало распространяться и усложняться. Например, христианство – это религиозное учение Иисуса Христа, который дал свою трактовку положениям Ветхого завета, а также предложил свои размышления относительно связи человека и Бога. Религиозное учение Иисуса Христа распространили и дополнили его ученики-апостолы, затем его учение распространилось по всей Римской империи, постоянно дополняясь и усложняясь. Неудивительно, что всего три века спустя пришлось собирать первый Вселенский собор (325), чтобы унифицировать невероятно разросшееся и противоречивое учение. Ещё через семь столетий (1054) христианство раскололось на католицизм и православие, ещё через пятьсот лет появился протестантизм. Отсюда видно, что нет никакой единой религии, как нет единой морали, у каждого человека они свои. Религиозные учения по форме ничем не отличаются от этических учений, а значит, религиозные организации не имеют права, да и не могут, принуждать кого-либо к исповедованию их религиозных взглядов19.

Такой длинный экскурс в историю религии нужен был для того, чтобы правильно определить влияние религии на умственное развитие человека. Традиционный взгляд на религиозное принуждение как принуждение церкви – неверен, религия действует на человека изнутри. Такое воздействие во многом похоже на нравственность, только совесть и стыд уступают место страху перед Богом, кармой или другими высшими силами.

Страница 30