Размер шрифта
-
+

О Разуме, его свойствах и переосмыслении структуры общества - стр. 31

Религия человека и тип его мышления на удивление тесно связаны. Если человек консерватор, то он будет держаться за свои религиозные убеждения до последнего. Если же человек мыслит прогрессивно, то его религиозные убеждения могут меняться. Не трудно заметить, что старики-консерваторы очень часто являются непреклонными в вопросах религии и агрессивно относятся ко всем тем, кто, по их мнению, отклоняется от «канона». Молодые же, наоборот, веротерпимы, и если и придерживаются какого-то религиозного учения, то не сильно вникают в его суть.

Худшее, что может случиться – это когда религиозные убеждения противоречат науке, но человек продолжает их отстаивать. Вместо того, чтобы принять научное знание и на его основе строить дальнейшие рассуждения, человек цепляется мёртвой хваткой в свои предрассудки и более того – пытается силой заставить других делать то же самое. Религия необходима человеку, но она должна отступать перед наукой, так как последняя представляет правильную картину мира и уменьшает риски для самого человека.

Религия, однако, может оказывать и положительное влияние на умственное развитие человека. Убеждение, что Бог создал этот мир, и всё, что в нём есть, создано по его воле, может вызвать интерес к изучению этой самой воли или, что то же самое, естественных законов мира. Так, одно простое убеждение может сделать религию главным двигателем умственного развития человека – он будет изучать этот мир с помощью науки, а всё для того, чтобы познать волю Бога.

Внешнего влияния религия, вопреки распространённой точке зрения, на человека не оказывает. Если религиозная организация осуждает своего члена или подвергает его анафеме (разновидности бойкота), то в данном случае следует говорить о действии корпоративных норм, а не религии; о них пойдёт отдельный разговор.

Глава 8. О влиянии традиций и обычаев на умственное развитие человека

Традиции и обычаи – это правила поведения, которые создаются всем обществом или определёнными социальными группами и этими же группами или всем обществом обеспечиваются. Традиции и обычаи формируются, когда индивиды на протяжении долгого времени совершают одни и те же действия. Они также становятся своего рода компромиссом, поскольку в отличие от нравственности и религии не являются индивидуальными. Многие обычаи первоначально сформировались в области торговли, мореплавания, ведения войны и семейных отношений, именно в тех сферах, где большое внимание уделяется принципам равенства и справедливости. Обычаи и традиции можно условно разделить на: практические и символические. Практические имеют в своём основании пользу, например, передачу преданного с невестой. В условиях аграрной экономики женщины рассматривались больше как обуза, нежели источник дохода (их даже не считали за «души»). Отдавая дочь замуж, отец получал преимущество, а жених, наоборот, возлагал на себя бремя содержания жены. Приданое было способом предотвратить или уменьшить затраты мужа (само приданое было собственностью жены). Другим примером являются всевозможные обычаи войны, например, запрет на жестокое обращение с пленными. Обе воющие стороны понимали, что жестокость, проявленная к вражеским пленным, будет также проявлена и по отношению к их соотечественникам, попавшим в плен. Примерно тот же принцип стал основой для обычая спасения судна, потерпевшего кораблекрушение. Обычаи спасения был своего рода страховкой для всех моряков в их опасном деле.

Страница 31