О чем кричит редактор - стр. 23
Что на самом деле является идеей:
Давайте двинемся в исток основополагающего для литературы понятия.
идеейназывали мысленный прообраз действия, предмета, явления, выделяющий его основные, главные и существенные черты.
идеей являлась умопостигаемая и неизменная структура, лежащая в основании вещи, явления, действия.
по Платону идеальная (умопостигаемая) вечная сущностьвещи в противоположность чувственному и изменчивому (преходящему) в вещи. Идеи бестелесны, находятся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир (царство идей), который и есть подлинная реальность, трансцендентный мир истинного бытия. Идея представляет собой сущность не отдельной вещи, но какого-либо вида вещей. Вещи чувственной реальности существуют благодаря идеям, и идеи являются их образцами.
Итак, в современном понимании от идеи книги осталось лишь то, что «главное, чтобы она в книге была» и что «ради того, чтобы донести свою идею книга и создается». Но это больше похоже на дань правилам – надо, так надо, вставим идею. А на деле получается то, что можно назвать идеезаменителем, берем за основу книги какую-нибудь мысль вроде «любовь живет три года» и считаем, что эта якобы великая идея оправдывает дикое количество страниц текста.
Идеезаменители: «то, что мы помним, необязательно было по-настоящему», «советский союз был плохим, а когда мы в нем жили, казался хорошим», «надо наслаждаться жизнью, даже если умираешь от рака», «герои – на самом деле слабые, обычные люди» и прочее, что НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИДЕЕЙ ДЛЯ КНИГИ. Это идеезаменители для писателей, наученных на курсах, что идея быть должна.
Разберем, что означают выше указанные определения для литературы.
Я могу рассказать, что является, а что не является идеей. Но как бы мне ни хотелось, я не могу сказать вам, что вы должны сделать, чтобы она у вас появилась. Потому что она либо приходит, либо не приходит. Неизвестно точно, по каким причинам и за какие заслуги в головы отдельных людей попадают значительные идеи – то есть основополагающие образы явлений, вещей, действий – из некого космического разума общего пользования, витающего в воздухе над нашей головой. Вроде как волшебный механизм, дело удачи, ждите музу.
На самом деле, я полагаю, что многие просто «духовно не постарались» – не вслушались в «голос мира» (я знаю, у большинства от подобных заявлений начинается внутреннее сопротивление, полное обесценивание информации, которая выходит за рамки психо-физического мира, поэтому на данном этапе часть читателей, не испытавших в процессе творчества никаких озарений, не знакомых с состоянием полноты творческого потока, то есть подавляющее большинство – просто закроет книгу, а вторая часть – соответственно знает, о чем идет речь. И мне это кажется невероятно странным, учитывая такое количество исследований в психологии, рассуждений в философии о творчестве, которые приводят нас к описанию той силы, что завладевает творческим человеком, как марионеткой. К.Г.Юнг, Р.Мэй, А.Менегетти, С.Кьеркегор, Ницше и другие достаточно подробно описывают переход из личностного в надличностное состояние. «