Размер шрифта
-
+

Новые медиа. Социальная теория и методология исследований - стр. 37

Литература

Дебре Р. Медиология. М.: Праксис, 2010.

Debray R. Cours de médiologie générale. Paris: Gallimard, 1991.

Debray R. Vie et mort de l'image: Une histoire du regard en Occident. Paris: Gallimard, 1992.

Debray R. Manifestes médiologiques. Paris: Gallimard 1994.

Debray R. Media Manifestos: On the Technological Transmitting of Cultural Forms. Londres: Verso, 1996.

Debray R. Transmitting Culture. New-York: Columbia University Press, 2000.

А. Сарна

Дженкинс Генри (Jenkins Henry, Джэнкінс Генры) (род. 1958) – ученый в области медиаисследований и субкультуры поклонников популярных произведений (сообществ фанатов). Известен своей концепцией конвергенции культуры, которая описывает сосуществование «старых» медиа, пришедших в современную эпоху из XX в., и цифровых технологий коммуникации XXI века. Г. Дженкинс – сторонник медиаобразования и развивающей личность медиаграмотности, а также он защитник видеоигр, критикующий очень распространенное мнение об однозначно негативных эффектах средств коммуникации в распространении насилия (и прежде всего агрессивности видеоигр). Значительное внимание он уделяет вопросам гендера и сексуальности, поднимая их во многих своих научно-исследовательских работах.

Г. Дженкинс получил степень магистра в области исследования коммуникации, закончив университет штата Айова, а его Ph. D. степень получена по направлению «коммуникативные искусства» в университете Висконсин-Мэдисон. Он был много лет соруководителем программы сравнительных медиаисследований в Массачусетском технологическом институте (MIT), который он помогал создавать. В 2009 г. Г. Дженкинс стал профессором коммуникации, журналистики, и кинематографических искусств Аннебергской школы коммуникации и кинематографических искусств.

Вклад Г. Дженкинса в область изучения средств коммуникации связан с идеей об отсутствии барьера между текстом и читателем / аудиторией / поклонником-фанатом. В своей книге 1992 г. «Захватчики текстов: телевизионные фанаты и культура участия» Г. Дженкинс отметил, что стремление поклонников какого-либо произведения (например телесериала) погрузиться во все подробности жизни их любимых героев, а также фантазии о том, как они сами попадают в показанный на экране любимый ими мир, часто рождает собственные фанатские истории, различные по жанру, расширяющие оригинальный текст. Создаваемые фанатами тексты основываются на некоторых содержательных «пробелах» или оставленных линиях повествования, которые можно найти в пределах любимого произведения.

Г. Дженкинс использует термин «создание мира», чтобы обратить внимание на сотворение вымышленного пространства, которое объединяет тексты фанатов наряду с каноническим исходным материалом, и в пределах которого фанат может жить как внутри логичной и гармоничной «экосистемы». Г. Дженкинс исследует способы взаимодействия поклонников с текстами, что связано, по мнению ученого, с жанровыми особенностями и сюжетом исходного оригинального произведения. Он также обращает внимание на широкое медийное разнообразие текстов, которые рождаются творческой энергией фанатов: литературные художественные произведения, видео, музыка и др. Г. Дженкинса интересуют творческие действия фанатов, позволяющие им рассматривать себя в качестве сильного сообщества.

Страница 37