Новая земля. Счастье для каждого - стр. 34
Истина: относительная или абсолютная?
Уверенность в том, что «я прав, а ты неправ», вынесенная за рамки мира простых и поддающихся проверке фактов, опасна как в личных отношениях, так и во взаимодействиях между нациями, племенами, религиями и так далее.
Но если убеждённость в том, что «я прав, а ты неправ», является одним из способов самоусиления эго, если стремление считать себя правым, а других виноватыми есть умственная дисфункция, питающая разобщённость и конфликты между людьми, значит ли это, что правильного или неправильного поведения, действия или убеждения вообще не существует? И нет ли здесь морального релятивизма, который некоторые христианские учения считают главным злом нашего времени?
Конечно, история самого христианства – яркий пример того, сколько безумия в поступках или поведении может породить уверенность, что только вы и никто другой обладаете истиной, а иначе говоря, правотой. Веками людей пытали и сжигали заживо, если их мнения хоть в чём-то расходились с доктриной Церкви или узкими толкованиями Писания («Истиной»), – и это считалось правильным, потому что сами жертвы были «неправы». Они были настолько неправы, что их нужно было убивать. Истина была важнее человеческой жизни. А что это была за Истина? История, в которую необходимо было верить, иначе говоря, нагромождение мыслей.
Среди миллиона человек, убитых по приказу безумного камбоджийского диктатора Пол Пота, были все, кто носил очки. Почему? Да потому, что для него марксистская интерпретация истории была абсолютной истиной и он понимал её так: те, кто носит очки, принадлежат к классу образованных людей, буржуазии, эксплуататоров крестьян. Поэтому их нужно уничтожить, чтобы расчистить путь для нового социального порядка. Его истина также была нагромождением мыслей.
На самом деле католическая и другие церкви правы, считая релятивизм – убеждение, что абсолютной истины, которая бы направляла человеческое поведение, не существует – одним из зол нашего времени. Но вы не найдёте абсолютную истину, если будете искать там, где её нет: в доктринах, идеологиях, сводах правил и историях. Что между всеми ними общего? А то, что они слеплены из мыслей. Мысль может в лучшем случае указывать на истину, но она не может быть истиной. Вот почему буддисты говорят: «Палец, показывающий на луну, не есть сама луна». Все религии одинаково ложны и одинаково истинны в зависимости от того, как ими пользоваться. Их можно поставить на службу эго или на службу Истине. Если вы видите Истину лишь в своей религии, вы ставите её на службу эго. Используемая таким образом, она становится идеологией и порождает мнимое чувство превосходства, а также рознь и конфликты между людьми. Когда же религиозные учения и вправду служат Истине, они представляют собой дорожные знаки или карты, оставленные пробуждёнными людьми, чтобы способствовать вашему духовному пробуждению, то есть помогать вам освобождаться от отождествления с формой.