Николай Ликийский - стр. 14
Такое необычайное поведение ребенка не могло не навести на мысль о том, что у него, действительно, особое предназначение и из него выйдет великий Угодник Божий.
Но самым поразительным было то, что будущий святитель сразу же после рождения исцелил свою мать от тяжелой болезни.
И здесь надо напомнить о том, что представляют собой святые и выяснить самое главное: ими становятся, или все-таки рождаются.
Надо полагать, что рождаются.
Да, можно стать хорошим солдатом, музыкантом или писателем, но, что бы стать Байроном, Бахом или Наполеоном, им надо родиться.
То есть, говоря другими словами, получить то, что принято называть Божьим даром, уже в чреве матери.
То же самое относится и к верующим.
Миллионы людей веруют в тех или иных богов, но только единицы рождаются с Богом в душе, который и освящает весь их дальнейший подвиг.
– Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, – говорил пророку Иремие Бог, – Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…
Иными словами, Бог сделал Иремию Святым еще до его рождения и тем самым предопределил его путь.
Что же касается самого понятия святости, то она подразумевает собой непосредственную связь того или иного человека с Богом и его преображение под действием Божией благодати.
Основой вятости является обожение, которое пронизывает человека Божественными энергиями и соединяет его с Богом.
Иными словами, душа при общении с Святым Духом делается с ним единым духом.
Более того, действие избыточествующей Божественной благодати ведет к прекращению обычной деятельности ума.
Что это значит?
Да только то, что человеческий ум прежде соединения с Господом, рассуждает сообразно своей силе.
Когда же он соединяется с огнем Божества и Святым Духом, то, исполнившись Божественного разума, уже не может иметь собственных помышлений и размышлять о чем-либо по своему произволу.
Таким образом, с момента обожения всеми помыслами и поступками святого руководит сам Господь.
Но в то же самое время обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов, оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей».
Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа.
Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась».
Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества».
Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света.