Нейропсихолог в реабилитации и образовании - стр. 46
Этот метод направлен на решение ряда задач: I) сплочение членов группы, 2) создание хорошего эмоционального фона занятия, 3) организация отдыха во время занятия, 4) растормаживание экспрессивной речи.
Для решения указанных задач используются такие характеристики этой формы деятельности субъекта, как эмоциональная насыщенность, упроченность функции пения, музыкальная память, способствующие актуализации вербального текста.
Материал занятия здесь, как и в других методах, имеет первостепенное значение. Песни следует подбирать с учетом возраста больных, их культурного уровня, места жительства (в городе или селе), интересов и склонностей. Перед применением этого метода предварительно выясняются (с помощью индивидуальных бесед с больными, его родственниками, на индивидуальных уроках) ряд вопросов: отношение к пению, любимые песни, композиторы, исполнители, жанр песен и т.д. С учетом этих данных подготавливается музыкальная программа групповых занятий. Желательно начинать занятие с той песни, которая хорошо знакома нескольким членам группы.
Процедура применения метода. Занятие состоит из трех частей. В первой части перед больными ставится задача узнавать песни, записанные на пластинку (или магнитофонную пленку), и объявляется соревнование на лучшего знатока песен. Педагог включает запись и выключает ее после первой музыкальной фразы. Больной, узнавший песню, должен продолжить ее со словами или без слов – одну мелодию. Если никто из больных не узнает песню, она включается вновь, и больные прослушивают более длинный отрывок.
Во второй части каждый больной должен сам загадать (пропеть) другим часть какой-либо песни, а остальные больные отгадывают ее так же, как и в первой части.
И, наконец, в третьей части педагог организует «концерт по заявкам». Больные должны сформулировать (вербально или пропеванием) свою заявку.
Каков психологический механизм действия этого метода, к каким аспектам психической сферы и к каким психическим процессам он апеллирует? Этот метод направлен на актуализацию через музыку стихотворной речи, положенной на музыку, апеллирует к сохранному у этих больных восприятию музыки, к эмоционально-волевой сфере, к личности больного. Механизмом актуализации речи и является, с одной стороны, тесное взаимодействие речи и ее музыкального оформления, а с другой – оживление эмоциональной сферы больного, которая тесно связана с эмоционально-выразительной функцией речи. Восприятие любимой и знакомой мелодии ведет к оживлению эмоциональной сферы, эмоционально-выразительных форм речи, и все это создает условия для актуализации не только слов песни, но и других форм вербального общения.