Размер шрифта
-
+

Нейробиология роста. Как запрограммировать свой мозг на обучение новым навыкам - стр. 13

Мало кто из нас достигает зрелого возраста, не растеряв по дороге детскую творческую непосредственность. В своей книге «Вывод на орбиту гигантского волосяного шара» художник-карикатурист Гордон Маккензи рассказывает о том, как он ходил по школам и опрашивал детей: «Сколько среди вас художников? Пожалуйста, поднимите руки!» Закономерность была совершенно четкая: «Первый класс: дети массово вскакивают со стульев и дико машут руками, словно пытаясь дотянуться ими до потолка. Там каждый ребенок художник. Второй класс: примерно половина детей поднимает руки, на уровень плеча, не выше, и ими уже не машут. Третий класс: в лучшем случае руки поднимают 10 учеников из 30. Поднимают неуверенно, почти застенчиво. Это тенденция. Чем старше класс, тем меньше детей поднимают руки. К шестому классу количество поднимаемых рук сокращается до одной-двух, причем те, кто все-таки поднимает руку, настороженно оглядываются по сторонам, опасаясь насмешек или поддразнивания со стороны одноклассников».

Брене Браун много времени и сил посвятила изучению проблем стыда, вины и ранимости и, как никто, знает, к чему все это приводит, когда люди взрослеют: «Я обнаружила, что 85 процентов опрошенных мною мужчин и женщин хорошо помнят эпизоды из своей школьной жизни, которые казались им настолько постыдными, что навсегда изменили их отношение к самим себе. При этом важно отметить, что у половины из этих 85 процентов оставшиеся с детства душевные раны были связаны с их творческими способностями или амбициями. В результате они фактически запрещают себе творчество, закрывают для себя данный вариант. Говоря о таких людях и „злокачественности неиспользуемой креативности“, я имею в виду, что она метастазирует, преобразуясь в огорчения и обиды».

Креативность важна, особенно в современных организациях, где нестандартное, творческое, новаторское мышление как раз и отличает лучших работников от всех остальных, поэтому те, кто хочет выделиться, должны учиться мыслить творчески. Согласно результатам исследования, проведенного Тришей Стретфорд и Коринн Кантер, 80 процентов участников тренинга по творческому мышлению улучшили свои креативные навыки, а 63 процентам удалось найти более жизнеспособные решения поставленных проблем. У всех участников сканирование мозга показало усиление гамма-волн.

Наконец, я хочу представить вам несколько необычный взгляд на творческие способности, так что прошу внимания. Я любительница вкусно поесть, поэтому перечитала все лучшие книги Майкла Поллана на тему еды, включая «Правила питания», «В защиту еды» и «Как еда становится едой». Это мой любимый автор, и потому, когда в прошлом году в свет вышла его новая книга, я сразу же ее купила, надеясь на увлекательное путешествие по миру еды и не потрудившись даже заглянуть внутрь. Однако содержание оказалось иным. В этой книге, озаглавленной «Как изменить свой разум: чему учит нас новая психоделическая наука о сознании, умирании, зависимости, депрессии и трансцендентности», Поллан увлекает читателя в мир новейших медицинских и нейробиологических исследований психоделиков (включая ЛСД и галлюциногенные грибы), и это произвело на меня огромное впечатление.

Страница 13