Размер шрифта
-
+

Непрерывное восхождение. Том 2, часть 1. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. Письма Г. В. Маховой (1934-1936). Письма (1938-1975) - стр. 52

П. Ф. Беликов – Р. Я. Рудзитису
27 ноября 1959 г
Таллинн

Дорогой Рихард Яковлевич!

Выслал Вам новый вариант статьи.[69] Обе копии оставьте у себя, т. к. у меня есть лишние экземпляры.

Очень благодарен Вам за Ваши советы. Они мне, конечно, пригодились. Как увидите, я многими воспользовался. Чувствую, что писать о Н. К. – большая ответственность. Но, в какой-то мере, мы ответственны и за то, что пишут о нем другие. Поэтому и рвешься в бой. Всякое несправедливое суждение – бьет по сердцу. Иногда слишком погорячишься, сдерживать меня в полемике полезно. Ведь занимался философией, все время имеешь дело с тысячами мнений и их полемикой, и она оказывает свое влияние.

Некоторые вещи по Вашим замечаниям я пока не изменял, но это не значит, что они так и должны остаться. Окончательной редакции у статьи еще нет, надо о ней еще побеседовать и дать «отлежаться», чтобы самому иметь объективное мнение. Сразу после написания на свою вещь не умеешь смотреть «со стороны».

О космополитизме много думал. По существу, тут дело только в терминологии. Но этот термин настолько укрепился в современном искусствоведении в определенных понятиях, что трудно его обойти. Если писать для современности, то не избежать и современной терминологии. Главное, конечно, дать правильные понятия, а терминология менялась, меняется и будет меняться.

Две строчки стиха, которые Вы поставили под вопрос (стр. 8), взяты из «Возмездия» Блока. Пока что их оставил.

Оставил также до времени и Маяковского.

До тех пор, пока точно неизвестно назначение статьи, трудно давать окончательную редакцию. Вы пишете, что хотели бы видеть проблематики только столько, сколько она помогает понимать искусство Н. К. Но существует еще другая сторона этого вопроса, которая не позволяет уходить от существующей проблематики. Избегая ее, мы можем протоптать тропинку около жизни, в то время как современная жизнь будет в нас нуждаться. Было бы очень полезным, если, привлекая искусство Н. К. к самым широким проблемам современной культуры, без всякого их исключения, мы помогали бы решать их в соответствии с искусством Н. К. Чтобы молодежь говорила: «Эту проблему надо трактовать так, а не иначе, потому что так ее решает Н. К.». Это, конечно, идеал, но не утопия. Поэтому я пытаюсь не обходить острые проблемы современного искусства, а давать им направления. Знаю, что задача не из легких, и не всегда правильно я к ней подхожу, и не всегда правильные решения предлагаю. Поэтому за Ваши советы очень Вам благодарен. Безусловно, если работа моя представляет какую-то ценность, то, в зависимости от ее конкретного применения, над ней надо будет еще посидеть, и я это с радостью сделаю. Искусствоведение не моя область, и сразу без шероховатостей у меня не получается.

Страница 52