Размер шрифта
-
+

Непрерывное восхождение. Том 2, часть 1. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. Письма Г. В. Маховой (1934-1936). Письма (1938-1975) - стр. 27

<…> Отчасти Сыренец даже благодарить следует, что он предоставляет больше возможностей заглянуть в себя и раскрыть громадную пропасть между тем, что ты думаешь, желаешь – с одной стороны, и что ты делаешь и имеешь – с другой. Разница громадная между этими вещами, и ясное ее осознание причиняет сильную боль, которая усиливается еще от того, что не видишь выхода, как изменить такое положение, но и оставить все по-прежнему – тоже сил нет. При таком столкновении часто допускается нами ошибка – мы вступаем, что ли, в «бой» с повседневностью, но пользуемся в этой битве ее же оружием, т. е. на грубость – отвечаем грубостью, на чужие ошибки – раздражением, которое ничего не исправляет и т. д., но такой способ борьбы приводит лишь к одному – мы сливаемся с окружающим и начинаем жить той же жизнью, которая нас в негодование приводила. Живя между людьми, не следует забывать той истины, что пошлостью пошлость нельзя победить, так же как и зло злом не побеждается. Хорошо сказано апостолом Павлом: «Отойди от зла и сотвори благо»,[40] – это единственный способ борьбы; если только от зла отойти – никакой борьбы не будет и зло свои плоды принесет, если бороться со злом его же оружием, то часто в результате получается то же зло, но в два раза увеличенное, и только если мы умеем злу противопоставить что-то приносящее благо, только тогда можно сказать, что мы его побеждаем. Таким же образом и пошлости ежедневности надо противопоставлять порывы к жизни настоящей, сознательной и полезной. Самые незначительные порывы, пусть даже не в действии, если последние не возможны, а только в мыслях, имеют уже большее значение. У Толстого сказано: «Случалось ли вам [в] лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше [того места, куда вам нужно]: иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все равно снесет».[41] Можно прибавить, что во всех своих действиях следует этим правилом руководиться. Надо в мыслях возвышаться до предельной для нас высоты, надо желать самого лучшего и ставить перед собой самые совершенные идеалы. Пусть ослы из стада человеческого зовут такие идеалы отвлеченностями и успешно доказывают невозможность их осуществления на земле. В последнем они почти правы, – осуществить их удается на земле действительно редко, но отвлеченностями от этого они не становятся. Разве не случается, что одна такая «отвлеченная», чистая мысль удерживает человека от падения в весьма реальную грязную яму? Лишь недостижимые маяки в состоянии нас удержать от достижения дна пропасти, достигнуть которого очень легко, но и очень плохо, если это сделано. В реальных-то делах человеческих редко можно найти такой немигающий свет, который не изменил бы тебе в тяжелом положении, все реальные точки опоры на земле начинают подозрительно колебаться, когда ты больше всего в поддержке нуждаешься, и здесь могут помочь только те «абстрактные» идеи, те неосуществимые на земле мысли, которые глупцами зовутся «отвлеченностями». Чтобы не «сплыть» на земле очень низко, необходимо держать направление своих мыслей выше земного, выше всего человеческого, иначе не удержаться – это закон. Поэтому и даны человечеству религии. Бог нимало не нуждается в человеческих почитаниях и славословиях, – они нужны самим людям. Красивые песнопения в храмах и торжественные богослужения не смягчают Божьего сердца, дабы Он око Свое на людей обратил. Божье сердце и без того любвеобильно должно быть, богослужения же должны смягчать сердца человеческие, на этой ниве далеко не все благополучно. Не только религии, но и искусства и наука должны в таком же направлении работать, последней особенно не хватает идей, которые стояли бы выше уровня вопросов чисто утробных. <…>

Страница 27