Размер шрифта
-
+

Непрерывное восхождение. Том 2, часть 1. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. Письма Г. В. Маховой (1934-1936). Письма (1938-1975) - стр. 25

«Свобода, которая так манит человека, есть иллюзия. В Беспредельности есть свобода выбора, и в этом вся красота. Свобода выбора утверждает человека. И назначает человек сам себе мир следствий. Так творится жизнь зависимости. Нескончаемы существования и связаны явлениями строительства».[37] То есть по-другому формулировать понятие «свобода» можно так: свобода есть подчинение высшим законам. Одна только такая формулировка по нашим понятиям парадоксальна и противоречива – «свобода есть подчинение» – почти абсурдное соотношение слов. Но здесь надо принять во внимание то обстоятельство, что понятые нами высшие законы столь совершенны, что мы свободно им подчиняемся, ибо вне их не видим того, чего искали, – смысла жизни. Приведем самый простой пример. Предположим, что Вам из Сыренца в Нарву попасть нужно. Что Вы делаете? Едете на пароходе. Но ведь можно было бы поехать и на лодке, можно было бы идти пешком. У Вас была свобода выбора, и Вы выбрали пароход. Но будет ли Ваш выбор совсем свободным? Конечно, нет. Необходимость заставила Вас все-таки ехать на пароходе и платить 2 кроны[38] за проезд, ибо даже при всем нежелании с этими двумя кронами расстаться и при всем нежелании ехать на пароходе Вы все-таки делаете то и другое, так как это самый рациональный способ добраться до Нарвы. Так что в корне свободного выбора лежит все-таки необходимость. Пример сей, конечно, очень груб и о необходимости космической представления не дает, но если Вы подумаете на эту тему, то сами найдете за всеми свободными действиями скрытую необходимость. Такое положение все-таки значение свободы отнюдь не умаляет. Свобода все-таки остается свободой, Вы могли бы все-таки ехать в Нарву и на лодке, и пешком пойти, могли бы и выбрать любой путь, хоть самый дальний. Так и в жизни, в достижении поставленной цели свобода такую же роль играет, можно найти ближайший путь к достижению цели и воспользоваться им, можно идти путями менее рациональными, можно идти в противоположную сторону, но если Ваша цель разумна и если ближайший путь к ней найден, то Вы, конечно, этим путем свободно воспользуетесь, хотя этот путь будет необходимым уже по одной той причине, что он единственен. Исходя из такой точки зрения, можно интересно разрешить проблему о личной свободе воли и о воли необходимой, то есть Высшей, Божественной и т. д. Но это точка зрения не единственная, существует и множество других, пользование которыми так же может правильно разрешить эту проблему. <…>

Пишите, буду ждать. Поклон Толе передайте.

Страница 25