Наука и христианство: история взаимоотношений - стр. 27
Тем не менее, данная линия во внутренней жизни Церкви играла скорее оборонительную роль. Начавшийся в конце III века стремительный расцвет христианской культуры требовал умения вести диспуты с язычниками на их языке. В этот период христиане не только являют истину веры своим благочестивым образом жизни, но и успешно использую философские, риторические и филологические приемы. Как метко отмечал последний языческий император Юлиан Отступник: «Нас колют нашими же стилями131, то есть ведут против нас войну, вооружвшись произведениями наших же писателей».132 Наступающее IV столетие христианской эры, давшее миру великолепную плеяду богословов, по праву получит наименование Золотого века Святоотеческой письменности. И именно Ориген, систематизировав христианское учение в единой, пусть и несовершенной системе, заложил основы будущего великолепного здания христианской философии.
Литература
Иустин Философ Апология I представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому.
Иустин Философ Апология II представленная в пользу христиан римскому сенату.
Татиан Речь к эллинам.
Климент Александрийский, Строматы, к.1.
Тертуллиан Против язычников.
Ориген Против Цельса.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. II. Средневековье. Любое издание.
Лега В.П. История западной философии, Т. 1. Любое издание.
Киприан (Керн), архим. Патрология I-III веков. Любое издание.
Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.
Сидоров А.И. Курс патрологии. М.: Русские огни, 1996.
Глава 4. Синтез Откровения и философии в эпоху патристики
Золотой век патристики
Миланский эдикт о веротерпимости принятый императором Константином в 313 году открыл новую эпоху в истории европейской цивилизации. Прежде гонимое христианство получило возможность открыто исповедовать свою веру. В эту эпоху в Церковь устремляется множество людей, прежде опасавшихся принять христианство из-за гонений. Вчерашние язычники приносят с собой в Церковь свои привычки и заблуждения. Даже после крещения многие из них сохраняют языческие привычки и на общественном и, особенно, на бытовом уровне. Возникает ситуация своеобразного культурного двоеверия. Образ Синезия Птолемаидского является характерным примером сложившейся в Церкви ситуации. Даже приняв сан епископа, Синезий остался неоплатоником, с верой в гадания и толкования снов.