Размер шрифта
-
+

Наука и христианство: история взаимоотношений

1

См. Брук Дж.Х. Наука и религия. Историческая перспектива. М.:ББИ, 2004. С. 38.

2

Косарева Л.М, Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: изд-во «ИП» РАН, 1997. С. 285.

3

Возможность проверки появилась 1851 году с изобретением знаменитого маятника Фуко.

4

Этой фразы нет в произведениях Тертуллиана, однако она вполне точно выражает его понимание взаимоотношений веры и разума

5

Ригоризм – строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного. (www.wikipedia.org)

6

Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление // Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1955, с.373.

7

Хаммель Ч. Дело Галилея, Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. – М.: Триада – 2001. Гл. 2.

8

Цит. по: Hildebrand 1988, 10

9

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. СПб. 1994. С. 4.

10

Здесь и в дальнейшем при ссылках на труд Дж. Реале и Д. Антисери для краткости будет упоминаться лишь первый из двух авторов. Авторы работы ни в коей мере не стремятся умалить вклад Д. Антисери в данный замечательный курс истории философии. Подобное сокращение лишь вынужденная мера дабы избавить читателя от постоянного повторения тяжеловесной фразы «Дж. Реале и Д. Антисери подчеркивают, что….».

11

Там же. С.5.

12

П.П. Гайденко История греческой философии в ее связи с наукой. Электронная версия. (A4 – 181 с.). С. 6.

13

Там же. С. 78.

14

П.П. Гайденко История греческой философии. С. 7.

15

Там же

16

Лега В.П. История западной философии. В 2х т. М.:ПСТГУ, 2009. Т. 1. С. 37.

17

П.П. Гайденко История греческой философии. С. 12.

18

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 65.

19

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. С. 54.

20

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. С. 55-56.

21

Там же.

22

П.П. Гайденко История греческой философии. С. 46, 48.

23

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 71.

24

Под атеизмом в Древней Греции понималось отрицание бытия Олимпийских богов. В атеизме также обвинялись христианские мученики первых веков.

25

«Против Цельса: Апология христианства. Сочинение Оригена Учителя Александрийского»: Одесса: Экуменический центр ап. Павла; 1996. A4 – 169 c. C. 51

26

В этом отношении интересно письмо сирийского стоика Мары бен Сципиона написанное около 73 г. по Р.Х., в котором он сравнивает бедствия постигшие Иерусалим после казни Иисуса Христа с бедствиями, постигшими Афины после казни Сократа: «Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению дом Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив Своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло и царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки – он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки – он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь. Он продолжал жить в Своем учении».

27

Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3-х т. М.: Критерион, 2002. Т. 2, §183.

28

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия… Т. 1. С. 151.

29

См. П.П. Гайденко История греческой философии. С. 12, 83

30

Платон Государство, книга 7, 530. //Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.3 (1). М., 1971 г.

31

См. П.П. Гайденко История греческой философии. С. 84

32

П.П. Гайденко История греческой философии. С. 77.

33

Ремесленник, творец. (греч.)

34

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. С. 110.

35

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 101.

36

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 112.

37

П.П. Гайденко История греческой философии. С. 106.

38

Кометы, «новые светила» не укладывающиеся в эту схему Аристотель считал лишь атмосферными явлениями.

39

Фантоли А. Галилей: в защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. – М.:«МИК», 1999. С. 14.

40

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. С. 146.

41

Там же.

42

П.П. Гайденко История греческой философии. С. 6.

43

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 140.

44

Учитель тех, кто знает (лат.)

45

От греч. «гея» – земля

46

«Блуждающая», «скитающаяся» (греч.)

47

Фантоли А. Галилей: в защиту учения… С. 19.

48

От греч. гелиос- солнце

49

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. С. 215.

50

Фантоли А. Галилей: в защиту учения Коперника… С. 21.

51

Изменение наблюдаемого положения более близких движущихся звезд относительно удаленных неподвижных звезд связанное с движением Земли вокруг Солнца. Реально, из-за огромных размеров Вселенной этот эффект крайне мал и не мог быть измерен во времена Аристарха см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Параллакс

52

Эллинизм – особый тип культуры, сложившийся в Средиземноморье после завоевательных походов Александра Македонского (А. Мень Библиологический словарь. М.:2002.) Эллинистическая культура сохранила свое влияние и после подчинения эллинистических государств Римской империи в конце I века до Р.Х. В I-III веках эллинизм существовал параллельно со стремительно развивающейся христианской культурой. Переход от эпохи эллинизма к эпохе христианской обычно датируют 313 годом по Р.Х., когда императором Константином был принят Миланский эдикт о веротерпимости.

53

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 162.

54

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. С. 174

55

Обитель муз (греч.)

56

Там же. С. 210.

57

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. С. 217.

58

Там же. С. 217.

59

Захаров Г. Правда и ложь «Агоры». //Фома, №4 (84), 2010

60

Впрочем, в полемических целях, в уничтожение Библиотеки обвиняли александрийских христиан конца IV века или даже мусульманских завоевателей VII века. Однако, исторические источники эти гипотезы не подтверждают.

61

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. С. 265.

62

От греч. «поучение» – обучение желающих принять христианской крещение основам вероучения и нравоучения

63

He трогай моих чертежей

64

Фантоли А. Галилей: в защиту учения Коперника… С. 17.

65

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. С. 259

66

Сократ Схоластик Церковная история. 7. 15.

67

Схоларх – начальник школы.

68

В Александрии проживало значительное количество евреев. Однажды иудеи обвинили христианина Иеракса в подстрекательстве к народным волнениям. Поверив иудейской клевете, префект Орест подверг его публичному наказанию. После этого святитель Кирилл вызвал к себе иудейских лидеров и потребовал от них, чтобы они прекратили возмущение против христиан. Как предполагает Сократ Схоластик, епископ вынужден был пустить в ход какие-то угрозы. В результате иудеи почувствовали себя оскорбленными и решили показать святителю Кириллу, что не боятся его. С этой целью они обманом заманили христиан в одну из александрийских церквей и многих убили. В ответ на это, святитель Кирилл Александрийский собрал народ, захватил синагоги и выгнал иудеев из города. Отметим, что исторические источники ничего не сообщают об убийствах иудеев в отместку за погибших христиан. (Захаров Г. Правда и ложь «Агоры»)

69

Сократ Схоластик именует их «люди с горячими головами»

70

Сократ Схоластик. Церковная история, 7, 15.

71

Последователи перса Мани учили, что в мире существую два равнозначных начала: доброе и злое, которые борются между собой. Ветхий завет они отвергали как порождение злого бога.

72

Блаж. Августин Исповедь кн. VII

73

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 180.

74

См. там же.

75

Там же.

76

Плотин. Эннеады. (III. 2, 7).

77

Там же. (III. 2, 9)

78

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 179, 217-218.

79

Блаж. Августин Исповедь кн. VII, 9; Ср. Евангелие от Иоанна. Гл. 1.

80

Аверкий (Таушев), арх. Четвероевангелие: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.2005. Гл. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа.

81

Греч. «Евангелие» дословно благая, радостная весть.

82

С греч. – посланник.

83

К этому времени большая часть римлян, особенно горожан, не верили в существование богов Пантеона. Тем не менее, формальное участие в культе императора служило подтверждением гражданской лояльности. Интересно, что христиане, отказываясь принимать даже формальное участие в обрядах, показывали более серьезное отношение к римскому культу, нежели большинство его участников.

84

Для греческой философии в целом характерно негативное отношение к телу, которое Сократ именовал «темницей души». Поэтому для греческих философов оказалось неприемлемо христианское положительное отношение к телу, как неотъемлемой части человека, храму Святого Духа, живущему в нем. (ср. 1Кор. 6.19).

85

Монотеизм, триадология, учение о Сотворении мира «из ничего», антропоцентризм, учение о личных отношениях человека и Бога, учение о воскресении мертвых, учение о Боге-Законодателе и ряд других. См. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. С. 9-23.

86

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. С. 10.

87

В тексте стоит греч. слово «педагог», дословно – детоводитель, ср. Гал. 3.24

88

Климент Александрийский, Строматы, Т. 1, Гл. 5, п. 28

89

От греч. «защищаю». В широком смысле апологет – любой защитник христианского вероучения.

90

Киприан (Керн), архим. Патрология I-III веков. Электронная версия. Гл. 8.

91

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. С.10.

92

Киприан (Керн), архим. Патрология I-III веков. Гл. 9.

93

Там же

94

Там же

95

Иустин Философ Апология I представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому. 59.

96

Там же. 44.

97

Например, так считали Климент Александрийский, Татиан, Тертуллиан

98

Иустин Философ Апология I. 46.

99

«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:19-20)

100

Иустин Философ Апология I. 44.

101

Иустин Философ Апология II представленная в пользу христиан римскому сенату. 10

102

Иустин Философ Апология I. 54.

103

Иустин Философ Апология I. 54-55.

104

В Античности, как и в Средние века, астрономия была неотделима от астрологии. Даже в XVII веке составление гороскопов являлось профессиональной обязанностью придворных астрономов.

105

Киприан (Керн), архим. Патрология I-III веков. Гл. X.

106

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 239.

107

Татиан Ассириец Речь против эллинов. 26.

108

Например, энкратиты запрещали вступление в брак, употребление мяса и вина.

109

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. С. 36.

110

Там же. С. 36.

111

Там же

112

Климент Александрийский Строматы I. V. 28.

113

В античности семью свободными искусствами называли трио риторики, грамматики, диалектики (логики) и четыре «математические» науки: арифметику, геометрию, астрономию и музыку

114

Климент Александрийский Строматы. I. V. 30.

115

Там же. I. VII. 37.

116

«Учения всех, стремящиеся к истинному слову, будь то эллины, или варвары, содержат нечто от истинного знания, однако одни содержат ее в большей, а другие в меньшей степени, по мере их отпадения от истины». (Там же. I. XIII. 57.) «Если даже эллины и случайно набрели на некоторые из положений истинной философии, то и этот случай был одним из проявлений божественного промысла… Если же все эти идеи, как говорят, внушены были эллинам естественным здравым смыслом, то и здесь мы заметим, что природа сотворена Единым Творцом, поэтому, как мы ранее утверждали, праведность также естественна». (Там же I. XIX. 94.)

117

Там же. I. VI. 34.

118

«Некоторые полагают, что они достаточно разумны от природы, и поэтому предпочитают ни с философией, ни с диалектикой дела не иметь, ни даже естественных наук не изучать, довольствуясь лишь простой и чистой верой. Но это все равно, как если бы они утверждали, что никакого ухода за виноградной лозой не нужно, но достаточно лишь посадить ее, чтобы иметь потом виноград». (Там же.)

119

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 244.

120

Тертуллиан О прескрипции [против] еретиков. 7.

121

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 246.

122

Тертуллиан О плоти Христовой. 5.

123

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С. 250.

124

Ориген Против Цельса. I. 13.

125

Там же. III. 72.

126

Например, учение о предсуществовании душ, об апокастасисе – возращении всех без исключения душ после страшного суда в изначальное состояние. Эти идеи будут осуждены на V Вселенском соборе.

127

Гностицизм – группа религиозно-философских учений эпохи раннего христианства. Гностики соединяли в своем учении элементы языческих и христианских практик. Особый акцент делался на неком тайном знании, доступом лишь посвященной элите. Спасение, согласно гностикам, могли достигнуть лишь те, кому это знание было передано. Также гностики отрицали Ветхий завет, противопоставляя Бога Ветхого Завета и Отца Иисуса Христа.

128

Интересно, что еретические мысли встречаются не только у "философа" Оригена, но и у бескомпромиссного противника философии – Тертуллиана. Следуя стоической философии, Тертуллиан учил, что бытие есть тело: «что бестелесно, того нет». (Реале Дж., Антисери Д. Западная философия… Т. 2. С. 49.) Более того, Тертуллиан полагал, что даже Бог обладает некой телесностью.

129

Кураев А., диак. Культурный импорт в Церковь // Перестройка в Церковь. М.:Alapa, 2009. С. 15.

130

Иларион (Алфеев), иером. Священномученик Ипполит Римский. / Отцы и Учители Церкви III века. Антология. Том 2. М.: Либрис, 1996. С. 208-215.

131

Стиль – заостренная металлическая палочка для письма на вощеной бумаге

132

Цит. по Феодорит Кирский, Церковная история 3,8.

133

Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2006. С. 5.

134

Арий учил, что Сын Божий сотворен и было время, когда Его не существовало. Он отрицал, что Воплотившийся Бог Слово был равен Отцу, а значит и православное учение о Троице

135

Там же. С. 7.

136

Там же. С. 11.

137

Там же. С. 27.

138

Григорий Богослов, свт. Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской.

139

Там же.

140

Василий Великий, свт., Беседа 22. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями.

141

Там же.

142

Там же.

143

Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века с. 81. По видимому, св. Василий пользовался комментарием Посидония на «Тимей» Платона.

144

Василий Великий, свт., Беседы на Шестоднев. Беседа 1.

145

Там же.

146

Мейендорф И., прот. Введение в Святоотеческое Богословие. Электронная версия. Ч. 2. Гл. 2.

147

Цит. по Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. С. 111.

148

Там же. С. 112.

149

Григорий Богослов, свт. Слово 43. Надгробное Василию…

150

Григорий Богослов, свт. Слово 43. Надгробное Василию.

151

Уже принявший звание чтеца, св. Григорий увлекается изучением языческой литературы. Это вызвало смущение. Даже свт. Григорий Богослов, сам отличавшийся любовью к философии, писал ему с дружеским укором «Что с собой сделалось, мудрый муж? Не хвалят твоей бесславной славы, твоего понемногу уклонения к худшему иэтого честолюбия, которое, по слову Еврипида, злее демонов… За что прогневался ты сам на себя, бросил священные, полные сладкой воды книги, которыя некогда читал народу… а взял в руки книги, полные соленой воды, которую пить нельзя, и захотел более называться ритором, а не христианином» Со временем, соблаз чрезмерного увлечения философией прошел. (Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. С. 153.)

152

Свт. Григорий отверг заблуждение Оригена о предсуществовании душ. Но он придерживался взглядов Оригена о всеобщем спасении. По прошествии некоего времени, полагал свт. Григорий, спасутся все люди, демоны и даже дьявол.

153

Авва Варсонофий (VI век) выразил общий принцип для их оценки догматических ошибок святых: «Святые, сделавшись учителями, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т.е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы он открыл им относительно первых их учителей, Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов. Не вопросили Бога, истинно ли сие.» (Там же.)

154

«Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян»

155

«Так собирающие себе таковое богатство, каждый от себя приносят оное Моисею, трудящемуся над скиниею свидания, уделяя на устроение святыни. Это, как можно видеть, делается и ныне. Многие внешнюю ученость, как некий дар, приносят Церкви Божией. Таков и были великий Василий, прекрасно во время юности купивший египетское богатство, принесший его в дар Богу, и таковым богатством украсивший истинную скинию Церкви». Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея – Законодателя, или о совершенстве добродетели. Ч.2

156

«Посему никто да не требует от моего слова, чтобы оно занялось решением затруднений, представляемых нам из святого Писания… Мне предлежит не то, чтобы придумать какое-либо оправдание противоречиям, представляющимся с первого взгляда. Напротив того да будет дозволено, свободно и сообразно с моею целью, исследовать смысл речений; если только в состоянии буду, при помощи Божией, оставляя в словах собственную их выразительность, придумать какое-либо связное и последовательное представление совершившегося во время творения». (Григорий Нисский, свт. О шестодневе, слово защитительное брату Петру)

157

Напр. Аммиан Марцеллин, Римская история. 22:10

158

Тертуллиан Об идолопоклонстве. 10.

159

Григорий Богослов, свт. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана.

160

См. Аврелий Августин, блаж. Исповедь. VIII. 12.

161

Аврелий Августин, блаж. Христианская наука. XXVIII.// Христианская наука или Основания Священной Герминевтики и Церковного Красноречия, Спб.: Библиополис, 2006. С. 97.

162

Там же. С. 98.

163

Там же. XXXII. С. 99.

164

Аврелий Августин, блаж. Христианская наука. XXXII. С. 99.

165

Там же. XXXIII. С. 101.

166

Там же. XLV. С. 109.

167

Аврелий Августин, блаж. Христианская наука. XLVI. С. 110.

168

Там же. LVIII. С. 119.

169

Там же. LIX. С. 120.

170

Цит по Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. С. 56.

171

Аврелий Августин, блаж. Христианская наука. L. С. 113.

172

Аврелий Августин, блаж. О Книге Бытия буквально. 1. XIX.

173

Там же. 2. IX.

174

«Какое, в самом деле, мне дело, со всех ли сторон небо, как шар, окружает землю, занимающую центральное место в системе мира, или же покрывает ее с одной верхней стороны, как круг? Но так как дело тут касается достоверности Писаний, то чтобы кто-нибудь (как я не раз уже на это указывал), не разумея божественных словес, но или встречая в наших книгах, или же слыша из них о подобных предметах что-нибудь такое, что, по-видимому, противоречит сложившимся у него воззрениям, не стал считать совершенно бесполезными и все остальное в их увещаниях, или повествованиях, или пророчествах». Аврелий Августин, блаж. О Книге Бытия буквально. 2. IX.

175

«Невозможно достаточно исчислить, сколько горести и печали причиняют благоразумным братьям эти дерзкие невежды, когда они, застигнутые и уличенные в нелепом и ложном мнении со стороны тех, которые не признают авторитета наших писаний, в защиту того, что сказали по легкомысленному безрассудству и с очевиднейшею ложью, стараются ссылаться на эти свящ. книги, оправдывая ими свое мнение, или же на память приводят из них многие изречения, которые считают свидетельством в свою пользу, не понимая ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают». Аврелий Августин, блаж. О Книге Бытия буквально. 1. XIX.

176

Аврелий Августин, блаж. De actus cum Felice Manichaeo. 1. II. Цит. по Фантоли А. Галилей: в защиту учения Коперника… С. 22-23.

177

Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы./Пер. с англ. В.Марутика. – Минск: Лучи Софии, 2001. (A4 -293 c.). С. 24.

178

Лурье В.М. Византийская философия. Электронная версия. (A4 – 274 с.) С. 3.

179

Там же

180

Лега В.П. История западной философии. Т. 1. С.338.

181

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 2001. Электронная версия. (А4 – 561 с.). Книга 2. Введение. С. 165

182

Койре А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии. // Очерки истории философской мысли. М.:Прогресс, 1985. Электронная версия. (A4 – 286 c.) С. 46

183

Койре А. Аристотелизм и платонизм… С. 46.

184

От лат. «школа»

185

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. С. 87.

186

Там же. С. 88

Страница notes