На рубеже веков - стр. 14
Дальше случилось нечто невообразимое. На исходе битвы Иисуса Навина с коалицией аморейских царей южных городов Ханаана, в то время, когда израильтяне начали одолевать врагов, и те побежали… «остановилась солнце, и луна стояла» (Нав.10;13). Понимая великую значимость этого события и его уникальность, составители книги Иисуса Навина в доказательство правдивости своих слов, прибегают к прямому цитированию свидетельства «Сефер а-яшар», «Книги Праведного», авторитетного древнейшего источника, легшего в основу библейского повествования. «И остановилось солнце среди неба, и не спешило к заходу почти целый день! И не было такого дня ни прежде, ни после него…» (Нав.10;13). Но и это еще не все… Во время бегства врагов Израиля «Господь бросал в них камни большие с неба, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израиля мечом» (Нав.10;11). Речь явно идет о катастрофическом явлении под названием метеоритный дождь, возникающем при прохождении Земли через так называемый метеоритный рой. В принципе такое случается не редко, но обычно небесные тела сгорают при прохождении через плотные слои атмосферы. Но иногда Земля встречается с очень плотным потоком, и тогда на поверхность выпадает настоящий метеоритный дождь, который может продолжаться один-два часа. Астрономы говорят, что такое случается несколько раз в столетие.
Некоторые ученые, но еще в большей степени публицисты, пытались идентифицировать происшедшие события с масштабной природной катастрофой, произошедшей во времена Иисуса Навина. И. Великовский даже создал целую теорию, объясняющую многие библейские события серией катастрофических явлений, случившихся во время Исхода и завоевания Ханаана. Это весьма захватывающее чтение, но сегодня, спустя больше полувека, идеи, высказанные автором, представляются романтическим вымыслом.
В результате военного похода, длившегося долгое время, израильтяне заняли несколько анклавов в разных районах Ханаана. Текст книги Иисуса Навина не позволяет утверждать, что страна, или даже большая ее часть, была занята полностью. Многие земли на юге и севере Ханаана, на побережье Средиземного моря в районе Цидона, а также в Заиорданье оставались во владении ханаанских народов. Не был отвоеван Иерусалим, оставшийся городом иевусеев. Но главное, юго-западная область оставалась под властью филистимлян, которых окончательно смог победить только царь Давид несколько веков спустя.
Библейские книги свидетельствуют, что овладение Обетованной землей вышло за рамки одного, пусть и победоносного, военного похода, а продолжалось несколько десятилетий. Израильский археолог Амихай Мазар подчеркивает, что «библейское завоевание Ханаана можно рассматривать как сжатое отражение сложного исторического процесса, в котором некоторые из ханаанских городов-государств, ослабленные и обедневшие после трех столетий египетского владычества, уступили в Железном веке I (т. е. в начале XII века до н. э.) место новому национальному образованию – Израилю».