Размер шрифта
-
+

На рубеже веков - стр. 16

, а наоборот, чтобы сохранить веру отцов и Израиля. Инцидент был исчерпан, но тревога, вероятно, осталась. Ведь еще Моисей не сразу принял решение о выделении земель за Иорданом, в непосредственной близости от моавитян, уже пытавшихся совратить Израиль. Вероятно, тревога лидеров израильтян не была напрасной. Согласно знаменитой песни Деборы (Суд., гл.5), считающейся одним из древнейших поэтических текстов Библии, спустя несколько десятков лет в боевых операциях израильтян приняло участие только полуколено Манасии-Махира, т. е. заиорданская часть «дома Иосифа». Другие два колена своими союзническими обязательствами явно манкировали. А впоследствии колено Рувима и вовсе перестало упоминаться в тексте Библии, возможно, оно просто растворилось среди соседей, отчасти моавитян, отчасти гадитов.

Конец Бронзового века принес немалые разрушения на всем Древнем Востоке. Не стал исключением и Ханаан, издавна служивший мостом между Египтом и государствами Месопотамии, и потому избыточно отражавший происходившие перемены.

Первая волна разрушений в Ханаане относится ко второй половине XIII века до н. э. и, возможно, связана с походом фараона Мернептаха (ок.1213–1203 до н. э.). Поселения вновь были разрушены в период с начала и до середины XII века до н. э., скорее всего, из-за нашествия «народов моря» и вторжения израильтян. Упадок последних египетских и ханаанских укрепленных городов, очевидно, были связаны с концом египетского влияния в Ханаане.

С начала XII века до н. э. этническая картина и материальная культура в Ханаане значительно меняется. Система городов-государств, между которыми хозяйничали кочевые и полукочевые племена, сменилась этнополитической структурой, при которой отдельные районы были заселены различными народами. В западном Ханаане поселились израильтяне, филистимляне и родственным им «народы моря». В Заиорданье израильтяне соседствовали с эдомитянами, моавитянами, аммонитянами и арамеями.

В некоторых случаях, но не всегда современные археологи находят подтверждение фактов, упомянутые в Пятикнижии. Как мы уже говорили, история о пророке Валааме из Книги Чисел (гл.22–24) убедительно подтверждена настенными надписями в Тель Дейр-Алле около устья реки Иавок. На рубеже XIII и XII веков до н. э. по данным археологов были разрушены северные и южные города Вефсамис (Бейт-Шемеш), Тимна, Тель Бейт-Мерсим и Тель Халиф, что не противоречит библейской традиции. По мнению израильского археолога Игаэля Ядина, крупнейший ханаанский город Хацор был уничтожен в результате прихода израильтян. В Бейтине (Бей-Эль) разрушено укрепленное ханаанское поселение Позднего Бронзового века, которое было восстановлено уже в XII веке до н. э., что, по словам археолога Амихая Мазара, также подтверждает подлинность библейского рассказа о завоевании Ханаана.

Страница 16