Мышление и наблюдение (сборник) - стр. 90
Семинар двенадцатый
Текст XII
Возникновение мысли
[I] Первый тип благой мысли[233].
Первый тип благой мысли – это когда благая мысль возникает в чувственной сфере, сопровождаемая радостью, соединенная с знанием и имеющая своим объектом объект зрения[234], объект слуха, объект обоняния, объект вкуса, объект осязания или объект ума[235]. Какие же в этом случае будут Дхармы (возникающие) вместе с мыслью этого типа? Такими будут следующие 56 Дхарм:
(1) контакт (или соприкосновение) органа чувств с его объектом;
(2) чувствование или эмоция;
(3) восприятие;
(4) воление или санскары;
(5) ум, сознание (или мысль);
(6) мышление в идеях и понятиях;
(7) рассуждение;
(8) интерес;
(9) удовольствие;
(10) одноточечность мысли;
(11) способность веры;
(12) способность энергии;
(13) способность обратного вспоминания;
(14) способность сосредоточения сознания;
(15) способность мудрости;
(16) способность ума;
(17) способность радости;
(18) способность жизни;
(19) правильные взгляды;
(20) правильное рассуждение;
(21) правильное усилие;
(22) правильное обратное вспоминание;
(23) правильное сосредоточение сознания;
(24) сила веры;
(25) сила энергии;
(26) сила обратного вспоминания;
(27) сила сосредоточения сознания;
(28) сила мудрости;
(29) сила совести;
(30) сила негодования;
(31) не-жадность;
(32) не-ненависть;
(33) не-заблуждение;
(34) не-алчба;
(35) не-злоба;
(36) правильные взгляды;
(37) стыд;
(38) моральное негодование;
(39) успокоенность телесных восприятий (ума);
(40) успокоенность мысли;
(41) легкость телесных восприятий (ума);
(42) легкость мысли;
(43) гибкость телесных восприятий (ума);
(44) гибкость мысли;
(45) действенность телесных восприятий (ума);
(46) действенность мысли;
(47) эффективность телесных восприятий (ума);
(48) эффективность мысли;
(49) прямота телесных восприятий (ума);
(50) прямота мысли;
(51) обратное вспоминание;
(52) самосознание;
(53) уравновешенность (равность);
(54) интуитивное внимание;
(55) умственное усилие;
(56) не-рассеянность.
Эти 56 не-телесных (или лишенных формы)[236] благих Дхарм, а также и Дхармы других разновидностей и возникают в силу Взаимообусловленного Возникновения в данном случае[237].
[II] Из общего комментария Буддхагхоши[238].
Итак, ответ на вопрос «какие же в этом случае (возникают) благие Дхармы?» таков: «Это 56 благих Дхарм, а именно… и так далее…» Что же тогда значит «случай»? Случай означает случай возникновения мысли. Если подробнее, во-первых, случай здесь обозначает момент этого возникновения, что подчеркивает минимальное время, в течение которого продолжается только что возникшая мысль. Во-вторых, случай здесь также обозначает одновременность возникновения 56 Дхарм как с данной благой мыслью, так и друг с другом. Далее, в-третьих, согласно другому известному комментарию