Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения - стр. 68
Горностаева В. В.
Ни разу не было даже намёка на то, чтобы Горовиц навязывал свои идеи. (…) Почти не было таких случаев, чтобы, подойдя к инструменту, он говорил: «Смотри, как надо это делать». Он лишь показывал мне, как он обычно делал какие-то определённые вещи, или как бы я мог справиться с определёнными техническими трудностями, играя разными способами».[268]
Граффман Г.
…Каждый ученик даёт повод для раздумий. Почему он так сыграл или, вернее, почему он не сыграл вот так? Вносит ли его исполнение что-нибудь новое в прочтение произведения? И прочтение ли это или случайность? Как много аспектов в игре самого ученика! Каждый раз раздумья. Порой ученик исполняет что-то совсем по-своему…В таком случае я внутренне настораживаюсь и обязательно задумываюсь: как это? Хорошо или надо менять?
Менять или не менять? Это очень важный вопрос. (…) Я не скоро решаю этот вопрос, не второпях – очень прислушиваюсь и чаще всего стараюсь улучшить то, что ученик слышит по-своему, его идею, если, конечно, она заслуживает внимания.[269]
Гутман Т. Д.
В моей практике бывали случаи, когда, работая с талантливым учеником, (…) я не только учил другого, но и учился сам…Главное в таких случаях – не впадать в менторский тон, не общаться с учеником, так сказать, свысока. В конце концов, учитель и ученик это коллеги – при всех очевидных различиях в их положении. В искусстве далеко не всегда педагог говорит: «надо сделать так-то и так-то…А вот так-то делать не надо». Чаще он говорит: «Ты сыграл очень неплохо. Но можно и по-другому. Попробуй сделать так, как я тебе показываю – и потом уже решай, что тебе больше нравится…»[270]
Лубоцкий М. Д.
Огонь не гаснет оттого, что от него зажгут другой.
Лукиан.
Каждый артист в своей (сценической) деятельности многое для себя открывает и всё же редко бывает хорошим педагогом. Ученики такого педагога-артиста, как правило, лишь слепо копируют отдельные приёмы своего учителя, так и не постигая сущности наиболее полезных его идей.[271]
Маккиннон Л.
Можно хорошо играть на фортепиано, и неважно учить фортепианной игре. Хорошо играть и хорошо учить – разные вещи, хотя и взаимосвязенные.[272]
Мильштейн Я. И.
Антон Рубинштейн был удивительный педагог и психолог. (…) Он давал не все возможные советы, но только некоторые – самые нужные.[273]
Нейгауз Г. Г.
…Хотя педагог-исполнитель обладает рядом неоспоримых преимуществ перед только педагогом – прежде всего преимуществом живого показа, реального примера, – однако в некотором смысле чистый педагог как бы представляет более цельную фигуру, его жизненная, профессиональная направленность более прямолинейна – просто потому, что ему, грубо говоря, никогда не приходится сидеть на двух стульях; он весь отдаётся ученикам и только ученикам и для себя ничего не требует. Если исполнитель слишком загружен педагогической работой, он каждую минуту сознаёт вред, который эта чрезмерная работа наносит его любимой деятельности – исполнительской. Если он от этого сознания и не работает хуже как педагог, то на его психике оно неизбежно отразится: нет-нет – всё чаще будут появляться в душе минорные тона…(…) Эти смутные чувства, к счастью, не возникают в душе «чистого» педагога. Один психолог сказал, что настоящий педагог расценивает себя всерьёз только с точки зрения учеников. Для исполнителя это немыслимо.