Размер шрифта
-
+

Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения - стр. 67

.

Шнабель А.

Учитель

Живые примеры полезнее самых правильных наставлений.

Античный афоризм.
* * *

Педагог, натаскивающий ученика, подобен фальшивомонетчику. Ложь ученического исполнения он пытается прикрыть мишурой внешней правдивости. (…) По Станиславскому, педагога, натаскивающего ученика, можно сравнить с человеком, который двигает часовую стрелку пальцем вместо того, чтобы, заведя пружину часов специальным ключом, заставить сами стрелки указывать время.[260]

Баренбойм Л. А.
* * *

Вопрос: Что для Вас сегодня главное – педагогика или исполнительство?

Ответ: И то, и другое. Творческое «двухголосие» – разве это плохо?[261]

Берман Л. Н.
* * *

Я не мог преподавать и играть (…), это очень разные эмоциональные процессы.[262]

Гилельс Э. Г.
* * *

Многому я научился у своих педагогов, большему научился у себя, но больше всего я научился у своих учеников, потому что их недостатки, их запросы будят мысль и заставляют часто анализировать и углублять то, что без этого сам делал, не отдавая себе отчёта.[263]

Гольденвейзер А. Б.
* * *

Педагог – человек несчастный в том отношении, что обречён всё время повторять. Повторение – мать учения. Без этого, в сущности, нет традиций. Мы следим, как наши ученики растут, уходят в большое плаванье…А мы сидим в классе, повторяем одно и то же…одно и то же…[264]

Горностаева В. В.
* * *

…Существует ходячее мнение, будто педагог – как правило, неудавшийся исполнитель, а вот всякий крупный исполнитель, если захочет, может стать педагогом. Исток подобного заблуждения в том, что педагог – вообще очень распространённая профессия. Между тем, талант учителя столь же редок, как любой другой. Он подразумевает дар общения с людьми не со сцены, а в классе, умение на них влиять и по-музыкантски, и по-человечески, способность о них заботиться, вникать в их духовный мир.

…Педагогическое творчество, как и всякое иное, преобразует самого творца, углубляет его, обогащает.[265]

Горностаева В. В.
* * *

(Учитель) обязан быть умнее своего ученика, должен уметь анализировать. Если же в интеллекте он уступает студенту, рано или поздно тот это заметит. И «местечковый» ум, который исполнителю, так сказать, до определённого предела, не помеха, в значительной мере усложнит работу педагога.[266]

Горностаева В. В.
* * *

Я знаю свой профессиональный цех и не раз убеждалась в том, что среди коллег встречаются отменные музыканты, которые в остальном – люди чрезвычайно мало интересующиеся. Их не привлекает литература, у них плохо развит вкус к поэзии, к живописи. И это, представьте, не мешает им быть первоклассными исполнителями. Педагогу же интересоваться всем этим, пожалуй, необходимо: когда он занимается со студентом, огромную важность приобретает ассоциативное мышление (у педагога оно изначально должно быть развито, но должно постоянно чем-то подпитываться). Чтобы разбудить фантазию ученика, нужно самому иметь еще более богатую фантазию.

Страница 67