Размер шрифта
-
+

Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения - стр. 46

Конечно, все названные выше типажи с их художественно-стилевыми и «технологическими» характеристиками весьма и весьма условны. Как некие чистые модели они существуют в теории. На практике всё неизмеримо сложнее, многообразнее, индивидуальнее. Тут можно вспомнить по аналогии об известных типах высшей нервной деятельности по И. П. Павлову. Известно, что в живой, реальной действительности они выступают дефакто в виде бесчисленного множества различных нервно-психических модификаций, что позволяет говорить, применительно к конкретному человеку, лишь о тенденциях, тяготениях к тому или иному типу и не более того. Примерно то же и в музыкально-исполнительском искусстве.

Ц. Г. М.

4. Вундеркинды

Некоторым молодым музыкантам, наделённым отличными профессиональными способностями, именно они, способности, мешают достигнуть подлинно высоких результатов в искусстве: творческий процесс протекает у них так легко, что лёгкость овладения они принимают за уровень достижения. Нередко эта лёгкость обманывает формирующегося художника, ведёт к самоуспокоённости.[126]

Баренбойм Л. А.
* * *

Технические пьесы с юности не доставляли мне особых хлопот. Всё как-то выходило само собой. Интуиция повелевала, руки выполняли. Не было необходимости в мучительных раздумьях, кропотливых поисках, не требовалось преодолевать чего-то мучительно и трудно…Возможно, всё это оказало мне в молодые годы совсем ненужную услугу.[127]

Берман Л. Н.
* * *

…Многое из того, что у них (молодых музыкантов) получалось бессознательно, интуитивно, производило очаровательное впечатление, позволяло им слыть вундеркиндами, – с возрастом постепенно или как бы вдруг становится неинтересным, пустым. Пока была интуиция, всё было замечательно, когда интуицию надо было заменить или подкрепить рассудком, сердцем, пониманием, зрелостью, опытом – оказалось, что ничего этого нет, интуицию заменить нечем…[128]

Гинзбург Г. Р.
* * *

Когда при мне восторгаются каким-нибудь очередным вундеркиндом, я обычно думаю про себя: любопытно было бы послушать, что будут говорить об этом чудо-ребёнке через несколько лет?[129]

Зак Я. И.
* * *

(В игре вундеркиндов) недостаток аналитичности ещё не воспринимается как недостаток. Слушателям, конечно, судить, но возможно, что детская непосредственность и свежесть привлекают в этом возрасте не меньше, чем философичность и эмоциональная глубина в зрелом возрасте.[130]

Кисин Е. И.
* * *

…Талант – великое благо; но и великая опасность. Соблазн слишком понадеяться на этот «дар божий», привыкнуть, не работая (или работая недостаточно, не так, как надо) брать всё «с налёту». Сколько одарённых людей растратили, распылили таким образом свой талант, использовав лишь ничтожную часть его возможностей!

Страница 46