Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения - стр. 45
Светланов Е. Ф.
В театре говорят об амплуа актёра; в музыкально-исполнительском искусстве терминология другая (хотя речь идёт по сути об одном и том же), – здесь рассуждают об определённых артистических типажах,[124] то есть о типах музыкантов-исполнителей, обусловленных индивидуальными особенностями и свойствами их природных дарований. Выделяют при этом: а) классический тип; б) романтический тип; в) тип исполнительского барокко.
Классический тип. Для его представителей характерна ювелирная точность пальцевой работы, лёгкость и прозрачность звучания, «кружевная» нюансировка, скрупулёзная проработка фактурных деталей и «мелочей», темпо-ритмическая выровненность, скупая, «экономная» педализация. Линии отдаётся здесь приоритет перед краской, мелкой пальцевой технике («перле») – перед крупной. «Предельной ясности во всём, в каждой малейшей составной частице художественного произведения» (К. А. Мартинсен), – вот чего стремятся добиться представители классического типа в исполнительстве.
Романтический тип. Музыкантам-романтикам, с их душевной аффектацией и взвинченностью чувств, присуще иное. Не столько чёткая, точно очерченная линия, сколько сочная, густая краска; не столько подчёркнутая детализация музыкальных построений, сколько целостный, обобщённый звуковой «мазок». Крупное преобладает тут над мелким, «фресковость» над «графикой», неожиданные и капризные смены темпо-ритма над строгой темповой дисциплиной, размашистая жестикуляция – над сдержанностью (ничего лишнего!) в движениях рук.
Если «классик» ценит ясность, прозрачность, упорядоченность материала, то «романтика влечёт к расплывчатому, переливчатому, красиво затуманенному.
Исполнительское барокко. Третий исполнительский тип стоит особняком, в равной мере отличаясь и от первого, и от второго. Отрицание стихийных эмоциональных всплесков «романтиков», так же как и приоритета «рацио» у «классиков»; неприятие пышных красочно-декоративных эффектов, свойственных исполнению «романтиков», как и любования утончёнными, «правильными» звуковыми рисунками «классиков» – вот что отличает исполнителей этой категории. Здесь очевиден примат интерпретаторской идеи, в чисто исполнительском плане характерна барочная манера игры, крупная, чёткая кладка звуковых построений.
И еще один примечательный момент. Если у «классиков» и «романтиков» при всём различии их эстетических подходов и исполнительских манер техника играющего в любом случае на виду, приковывая внимание сама по себе, то у лучших представителей «исполнительского барокко» она как бы уводится на второй план: она решает всё, но её самой как бы и нет. Ничего «специально подчёркиваемого, ничего декоративного, внешне нарядного…Существенное следует тут за значительным, целое обретает кованные очертания, обретает линию и строгую форму».