Размер шрифта
-
+

Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку - стр. 33

Идентификация классической и эстрадной музыки происходит, таким образом, не на уровне серьезности, значимости, концептуальности, а на основе подсознательного ощущения или неосознанного анализа средств выразительности. Впрочем, в ретроспективе «начальная» классическая музыка все же не определяется нами как «легкая», поскольку входит в более широкую сферу профессиональной традиции. Возможно также, что в будущем не будут существенны те стилистические различия, которые определяют сегодня грань между концептуальной классической и концептуальной неклассической музыкой. Однако эти различия существуют сегодня в сознании де-факто, в силу чего пренебрежение ими было бы некорректно, и мы, таким образом, фиксируем тип развлекательной – в широком смысле слова – музыки как один из важнейших, составляющих музыкальную сферу сегодня.

При анализе различных типов музыки существенно важно не только воспринимать различные виды развлекательной, в т.ч. и «клубной» музыки, но и обращать внимание на смешанные формы, когда стилистика такой музыки адаптируется классической, что в большинстве случаев представляет большой интерес.

Во взаимодействии классики и т.н. лёгкой музыки существуют свои исторические и иные закономерности, подобно тому, как они существуют между классикой и фольклором. Здесь важно разделить два момента: 1) влияние профессиональной классической музыки на жанры развлекательной музыки и 2) влияние самих этих жанров жанров на классику.

Что касается влияния классики на развлекательную сферу, то оно проявилось, прежде всего, в тех тенденциях, о которых мы говорили выше – это выведение ряда направлений эстрады из русла чистой развлекательности и сообщение им концептуальной значимости. Внешне это проявилось в симфонизации жанров джаз-, а затем и рок-музыки. В самом широком смысле симфонизм – это художественный принцип философски обобщенного отражения жизни (всех ее форм, включая жизнь подсознания) в музыкальном искусстве. Одновременно симфонизм определяет особое качество внутренней организации музыкального произведения, его драматургию, формообразование. Основная цель симфонизации – это тенденция к действенному раскрытию процессов становления и роста, отражающему борьбу противоположных начал через интонационно-смысловые контрасты и связи, динамизм и органичность музыкального развития, его качественный результат. История жанров и стилей «эстрадной» музыки свидетельствует о том, что именно симфонизация определила качественный скачок в развитии, например, джаза – одно из его направлений даже получило соответствующее определение: симфоджаз. Родившись на «стыке» классической симфонии и джаза, симфоджаз ввел в джазовую музыку концептуальные возможности симфонии, а кроме того, – инструментальную базу и возможности симфонического оркестра.

Страница 33