Размер шрифта
-
+

Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку - стр. 32

Похожая судьба – от атрибута развлечения до серьезного искусства – почти всех направлений эстрадной музыки (за исключением, пожалуй, лишь эстрадной песни, основы поп-культуры). Классическим примером здесь может служить известная творческая судьба «The Beatles», начавших с простейшей поп- и рок-композиций и сумевших к началу 70-х годов стать выразителями английской и – шире – молодежной идеологии своего времени.

Сенсационная трансформация произошла и в сфере хип-хоп культуры. С конца 90-х годов ХХ века стали появляться т.н. «рэпсодии», совмещавшие рэп с высокой классикой (Т. Альбинони, Г. Малером, Бетховеном и др.). И дело здесь не только в том, что «гений – парадокса друг». Рэп изначально содержал огромную энергетику, способную на определённом этапе выйти на новый содержательный уровень.

Мы обращаем внимание на то, что тенденция развития изначально «развлекательных» направлений от легкой музыки к серьезной в известной мере аналогична развитию профессиональной музыки вообще. Имеет место некое подобие уровней: от первичного «оправдания развлечением» к всеобъемлющему охвату духовного мира человека классическая музыка в целом развивалась по той же схеме, что и отпочковавшаяся от нее музыка эстрадная. Но, быть может, имеет смысл идентифицировать музыку по степени ее «серьезности», а не разделять: классическая – эстрадная?

В бытовом, инерционном сознании такое разделение присутствует вполне отчетливо. Оно основывается прежде всего на качественных различиях систем выразительных средств. Подсознание фиксирует не столько «серьезность-несерьезность» музыки, сколько язык музыкального произведения, ассоциируемый с тем или иным видом музыки. В начале становления профессиональной классической музыки произведение очень часто называлось идентично с названиями жанров народной музыки – таким образом подчеркивалась ее связь с «легкой» музыкой фольклорного происхождения; во многих случаях сами выразительные средства музыки, их система опирались на язык фольклора и с ним ассоциировались. Алеманда, куранта, жига, сарабанда, фарандола, тарантелла, павана и многие другие народные жанры, «перекочевав» в профессиональную музыку, решающим образом повлияли на ее стилистику, которая впоследствии утвердилась в сознании как стилистика ранней классической музыки – развлекательной по сути: «Маленькая ночная серенада» Моцарта – типичный пример «легкой» музыки первой половины ХVIII века.

Эстрадная музыка также ассоциируется с совершенно определенной стилистикой, т.е. системой выразительных средств. Звучит ли колыбельная из «Порги и Бесс» или импровизация О. Питерсона на тему Делиба – мы говорим: это джаз. Простейший танцевальный рок-н-ролл или сложнейшая композиция «Pink Floyd» – мы говорим: «Рок». Классическая же музыка вне зависимости от эпохи, которой она принадлежит, также ассоциируется с системой выразительных средств, а точнее, с музыкальным мышлением, которое принципиально допускает одни возможности и не допускает другие. В классической музыке, например, возможны любые звуковые, ладовые, ритмические эксперименты, но невозможна опора на бас-, ритм- и соло-электрогитары, жанр рок-н-ролла, определенного рода манера исполнения, присущая джазу, рок- или поп-музыке, соотношение и специфика выразительных средств, изначально типичных для эстрадной музыки и т. д.

Страница 32