Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку - стр. 15
Особое место занимает фольклор в русской музыке ХIХ века. Известна сентенция ее родоначальника М.И.Глинки о том, что музыку создает народ, а композитор ее лишь аранжирует. При всей гиперболе мысли Глинки в ней содержится тенденция, в значительной мере определившая пути русской музыки в ХIХ столетии. Идея народности, вне зависимости от эстетики и стилистики, мировоззрения объединяла всех крупнейших русских композиторов – М. Глинку, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Балакирева, П. Чайковского, В. Калинникова. Русская музыка – своего рода энциклопедия взаимодействия профессиональной музыки и фольклора. Мы найдем в ней самые разнообразные формы соприкосновения с народным творчеством: прямое цитирование мелодики практически всех жанров русской народной песни; имитация народных наигрышей и песен, когда автор выступает – на локальном временном пространстве своего сочинения – народным композитором (песни Леля в «Снегурочке», Боян в «Садко» Н. Римского-Корсакова, плач Ярославны в «Князе Игоре» А. Бородина и мн. др.); музыкальная театрализация-обобщение массовых народных сцен (в исторических драмах «Хованщина» и «Борис Годунов» М. Мусоргского); прямая трансформация звучания народной музыки в жанры классической («Исламей» М. Балакирева). Ярко и рельефно воссоздана в русской музыке и «скоморошья» традиция – в «Рогнеде» Серова, «Чародейке» П. Чайковского, «Сказке о царе Салтане», «Снегурочке», «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Князе Игоре» А. Бородина, во многих инструментальных пьесах.
Одна из самых общих идей русской музыки ХIХ столетия – создание оригинальных сочинений на основе богатейшей народной традиции. Прослушивание почти любого произведения композиторов «Могучей кучки» способно дать относительно полное представление о том, что такое фольклор в русской профессиональной музыке того времени.
В 50-е – 60-е годы нашего столетия развивается совершенно новое направление, определяющее качественно иной взгляд на русский музыкальный фольклор. Речь идет о т.н. неофольклоризме, который обычно связывают с именами С. Слонимского, Г. Свиридова, Р. Щедрина, В. Гаврилина. Неофольклоризм объединяют две взаимосвязанные идеи: 1) фольклор мыслится как единственная ц е л ь музыкального произведения, полноценный объект его исследования и 2) фольклор как содержание музыки должен быть облечен в форму современной стилистики, отражающей современный взгляд на него.
Новая жизнь фольклора запечатлена во многих произведениях, представляющих целое направление русской музыкальной культуры. Некоторые из них (как, например, «Песни вольницы» С. Слонимского, «Не только любовь» Р. Щедрина, «Лакские песни» А. Чалаева и ряд других) чрезвычайно полезны для анализа на слух, поскольку дают представление о специфической жизни фольклора.