Размер шрифта
-
+

Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку - стр. 14

Задача вдумчивого слушателя – уметь различать на слух направления и жанры фольклора. В этой связи полезны сравнительные характеристики фольклорной музыки различных ветвей, жанров и стилей, призванные в конечном итоге выработать навык дифференцированного подхода к фольклору как суверенному типу музыки.

Важной проблемой в связи с анализом фольклора является его взаимодействие с музыкой профессиональной традиции. Но что означает такое взаимодействие? Но вопрос о проникновении профессиональной музыки в фольклор не может быть поставлен, поскольку такого проникновения не существует в принципе. Фольклор – закрытая система «на вход». Особенность этой системы в том, что введение элементов из сферы профессиональной музыки автоматически приводит к ее разрушению. Фольклор пользуется простейшими средствами выразительности – человеческим голосом, элементарными народными инструментами, посредством которых выражается генетический смысл психологии народа, некая элементарная частица, составляющая его суть. Естественно, что эта «частица» не может быть подвергнута дроблению, изменению, модификации извне, поскольку в этом случае она перестанет существовать как основа.

Совершенно иное – проникновение фольклора в профессиональную музыку. Функции фольклора в профессиональной музыке чрезвычайно разнообразны. Народная музыка изначально была источником, импульсом музыки профессиональной, процесс становления которой представляет собой имманентное прогрессирующее развитие выразительных средств и жанров фольклора при одновременном абстрагировании от первоначальных функций народной музыки. Даже предельно отдалившись от фольклора, профессиональная музыка не теряла с ним связь. В разные эпохи, в разных странах, в разных стилях эта связь была различной. На первых этапах становления профессиональной европейской музыки (ХV-ХVI вв.) она почти целиком основывалась на элементах фольклора, вычлененных из его среды и перенесенных в сферу салона как предмет любования и обыгрывания. Связь с народной музыкой не была утеряна и в ХVII-ХVIII вв., хотя барокко, как и классицизм, лишь изредка цитировали народную музыку в условиях, когда соответствующим образом аранжированная цитата выполняла некую образную задачу (как, например, в «Волшебной флейте» Моцарта), оттеняла исторический фон сюжетной музыки («Музыка фейерверка» Генделя), служила неким реверансом замыслу («русский» квартет Бетховена, посвященный графу Разумовскому).

Огромный интерес к народной традиции отличает музыку романтизма, одной из движущих сил которого стало возвращение к истокам естества человека после вселенской гармонии классицизма. Не только интонации, но целые жанры народной музыки вновь становятся первоосновой творчества. Лендлеры и песни Шуберта, вальсы, мазурки, полонезы Ф. Шопена, «Песни» Ф. Мендельсона, жанровые музыкальные сцены Р. Шумана, «Нюрнбергские майстерзингеры» Р. Вагнера, «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера, песенные эпизоды его симфоний, хоровые фрагменты опер К.-М. Вебера и Дж. Верди – перечень можно легко продолжить – образцы влюбленного отношения к фольклору, который становится – как народная душа – центром художественного исследования, разработки и обобщения.

Страница 14