Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку - стр. 17
Впоследствии слово «классика» абстрагировалось от увязки с древнегреческим эстетико-стилистическим первоисточником. Определяющим становится его осознание как аксиомы совершенства. В широком смысле классика понимается – в том числе и сегодня – как устоявшиеся в сознании эстетические ценности. «Музыкальная энциклопедия», в частности, дает такое определение классики – «…музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям, сочетающие глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы». Эстетическое понимание термина «классика» делает его свободным от раз и навсегда закрепленных временных, стилистических, национальных рамок. Объективно классика существует в каждом стиле, в каждую эпоху, в каждом музыкальном направлении. Есть классика барокко, импрессионизма, классика джаза, рок-музыки. В этом смысле «Лоэнгрин» Р. Вагнера и «Порги и Бесс» Дж. Гершвина объединены широким пониманием классики: в одном случае – оперная классика романтизма, в другом – оперная классика джаза. У произведений этой группы есть одна общая особенность: они становятся классикой в процессе исторического осмысления. Для того, чтобы произведение получило признание как классическое, необходимо время, включающее механизм аксиологической оценки. Лишь признанные абсолютно ценными несколькими поколениями произведения музыкальной культуры становятся музыкальной классикой.
Наконец, музыкальная классика имеет в ряде случаев историко-стилистическую увязку – в том случае, когда под классикой понимается классицизм – стиль, существовавший в конкретно-историческую эпоху и воплощенный, в основном, в творчестве композиторов венской школы: В. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена.
Парадокс, между тем, состоит в том, что ни одно из вышеперечисленных пониманий классики не дает полного представления о том, что такое «классическая музыка». Ведь классическая музыка – это не только музыка Древней Греции, не только музыкальные произведения наивысшей художественно-эстетической ценности, не только музыка классицизма. Что же?
Несколько приближает нас к пониманию классической музыки осознание ее как профессиональной музыки письменной традиции. Классическая музыка непременным условием своей определенности полагает присутствие фигуры композитора; это музыка авторская, причем авторство, как правило, не анонимно.
В наибольшей мере специфику классической музыки выявляет ее сравнение с народной музыкой устной традиции – фольклором. Классическая музыка по своему генезису и историческим корням близка фольклору, особенно на ранних стадиях своего становления, имеет с ним общую основу – хотя бы в том, что она впитала в себя, переосмыслила и модифицировала практически все жанры народной (европейской) музыки; само расщепление единого ядра музыки, приведшее к возникновению различных ее типов, происходило на мелодико-интонационной, жанровой основе фольклора. Классическая музыка, однако, в известном смысле противоположна фольклору. Фольклор исторически связан с календарными, религиозными, бытовыми периодически повторяющимися событиями – народными праздниками, трудовыми циклами, культовыми обрядами. Возникновение же классической музыки – это акт освобождения от различного рода «увязок» с бытовыми событиями и традициями, когда музыка рождается лишь по желанию ее автора, вне связи с каким бы то ни было ритуалом или веками заведенным порядком. Профессиональная музыка в принципе совершенно свободна в выборе темы произведения, его идеи, стилистики и жанра.