Размер шрифта
-
+

Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку - стр. 18

Впрочем, на первом этапе становления – раннее средневековье – та ее сфера, что была непосредственно связана с религиозным культом, была жестко регламентирована. Однако в эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) в Западной и Центральной Европе музыка в значительной степени освобождается от обязательного практического назначения.

Становление классической профессиональной музыки – революционный процесс в музыкальном искусстве. Фольклор констатировал быт и менялся лишь с изменением бытовых условий – так было всегда и так есть; он деиндивидуализирован, закрепляет лишь то, что типично для исторически, географически и по способу быта спаянных больших людских общностей. Профессиональная музыка, напротив, открыла простор индивидуальному, а, следовательно, многообразно и мобильно изменяемому в музыкальном искусстве; лишь тот круг образов и тем, который оказался подвластен классической музыке, по сути определил ее значение как самостоятельного искусства. Фольклор самой своей природой не выходил за рамки быта – музыка профессиональная открыла для себя весь космос бытия, сумев отразить безграничную гамму человеческих мыслей, эмоций, переживаний. Музыка, став профессиональной, постепенно обозначила себя как процесс мышления, встав вровень с философией, но отчасти превосходя ее доказательной чувственностью невербально выраженной мысли. Фольклор достаточно ограничен в сфере выразительных средств. Напротив, классическая музыка принципиально открыта для бесконечного обновления своих выразительных возможностей. Классическая музыка абстрактна. Она может быть вообще не связана с каким-либо внешним, внемузыкальным поводом – сюжетом, событием, программой, будучи вполне самодостаточной. В этом случае ее предметом становится исключительно внутренний духовный мир человека, область его пред- и подсознания. Даже тогда, когда классическая музыка оперирует сюжетом, связана со словом, изобразительным искусством, впечатлениями от ощущений реального мира – эти связи являются лишь внешним поводом для отражения, художественного исследования и моделирования глубоко личностных переживаний, эмоций души и интеллекта. В качестве внешнего импульса классическая музыка использует и фольклор, однако фольклор опосредованный, отделенный от условий своего функционального бытования, когда элементы народной музыки становятся предметом поэтического любования, некой ностальгической аурой, а иногда – в случае использования народного жанра – каркасом формы.

Один из парадоксов: фольклор отражает коллективный разум, коллективные типические эмоции; классическая профессиональная музыка – сугубо индивидуальна (известно, что попытки создания коллективного классического произведения успеха не имели и распространения не получили). Однако именно авторская классическая музыка стала поистине всеобщей.

Страница 18