Мой Пушкин - стр. 20
Среди сочетания множества скал, зрительно заходящих друг за друга, с одного определенного места отчетливо просматривается профиль поэта. Высота горы 220 метров над уровнем моря.
Лик на горе Пушкин-Тау известен с давних времен и служил ориентиром для проплывающих с севера кораблей. Однажды, в прошлом веке люди вдруг с удивлением обнаружили, что он похож на Пушкина. Гора получила широкую известность. В 1978 году, согласно постановлению Совмина автономной республики, скала была признана памятником природы регионального значения.
По поводу возникновения подобного «чуда» в Дагестане ходят разные легенды и слухи, одна из самых распространённых повествует о том, что когда Пушкин был застрелен Дантесом, в Дагестане произошло землетрясение и, отломившаяся часть скалы создала профиль Пушкина. Это так и осталось легендой, поскольку никаких подтверждений землетрясения в это время не существует.
По другому преданию, первым сходство нагромождения скал с портретом Пушкина обнаружил путешествовавший по этим краям Александр Дюма – с его же легкой руки, вернее, пера, гора и обрела нынешнее неофициальное, но народное название.
Пушкин и стихия воды
Стихия воды – первичный элемент; четвёртая из мировых стихий в античной и средневековой натурфилософии, алхимии, оккультизме, астрологии и дхармических религиях, в современной физике соответствует жидкому состоянию вещества. Поэт не раз обращался к теме воды в своем творчестве, наделяя её духовной силой живого существа. И, на мой взгляд, не ошибался. Вода, действительно, живое существо. Человечество безуспешно (по крайней мере, пока безуспешно) ищет внеземной разум в бескрайних просторах Вселенной, не задумываясь о том, что этот самый разум в виде воды следит за ним со дня его рождения. Вода обладает памятью, чувствами, она вездесуща на Земле, способна самоочищаться, сопереживать, переходить из одного физического состояния в другое и… контролировать всё живое, поскольку все мы почти целиком состоим из неё.
«Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
Фонтан любви, фонтан печальный!..»
В стихотворении «Фонтану Бахчисарайского дворца» Александр Сергеевич обращается к воде фонтана именно как к живому существу. О том, что вода – действительно живая стихия, поэт подтверждает в своём знаменитом стихотворении «К морю»:
«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые