Мой Пушкин - стр. 22
Автограф стихотворения в природе отсутствует, различающиеся в деталях варианты текста все так или иначе восходят к одному письму издателя и литературоведа П. И. Бартенева к П. А. Ефремову, свидетельства которого об их происхождении противоречивы («записано со слов поэта современником» либо «списано с подлинника»), при этом имени переписавшего текст современника нигде не указано. В нынешнее время повального интернета подобная ситуация встречается каждый день по сто раз: некто, не очень умный и зачастую не очень грамотный распространяет свою лабуду, приписывая её какому-нибудь громкому имени, кстати, чаще всего Пушкину, хотя для опытного взгляда с двух первых слов обычно ясно, что никаким Пушкиным там никогда и не пахло. Но – слава, господа! Она же кому-то спать не даёт! И раньше не давала. Притом, приписать своё сочинение громкому имени давно погибшего человека – гораздо безопасней, чем признаться в нём самому. Не так ли? Конечно, именно так.
Однако, вернёмся к стихии воды и стихотворению Пушкина «К морю». Мы их ещё не полностью изучили. В 1836 году на одной из выставок в Санкт-Петербурге юный Иван Константинович Айвазовский познакомился с прославленным Александром Сергеевичем Пушкиным. Айвазовский всегда восхищался творчеством поэта, высоко ценил его талант, а после личной встречи Пушкин стал настоящим источником вдохновения для великого будущего живописца. В год пятидесятилетия со дня смерти Александра Сергеевича Иван Константинович создал картину «Пушкин на берегу моря», а совместно с Ильёй Ефимовичем Репиным – картину «Прощание Пушкина с морем». Репин работал над фигурой поэта, а Айвазовский – над пейзажем. Обе картины ассоциативно близки к стихотворению Пушкина «К морю». Завершая этот эпизод, не могу не упомянуть о том, что горжусь моментами случившимися в моей биографии: фортуне было угодно приготовить для меня однажды встречи и с родственником поэта, тоже Александром Пушкиным, и с потомком великого художника, подарившего эти картины Музею Академии художеств…
Итак, водная стихия. С именем Пушкина связаны названия фонтанов, озер и родников. Начнём с фонтанов. Есть в крымском Гурзуфе довольно малоизвестное мемориальное место «Пушкинский фонтан». Гурзуф появился когда-то как татарский посёлок. В его старых кварталах было несколько искусно благоустроенных в мусульманских традициях родников, именовавшихся подобно Бахчисарайскому «фонтанами». Блуждая запутанными улочками Гурзуфа Пушкин нередко любовался этими сооружениями. Один из фонтанов сохранился до наших дней и находится неподалёку от набережной возле дома творчества имени Коровина. Существует старинная гравюра, на которой изображён молодой Пушкин, сидящий возле фонтана. Возле фонтана в Гурзуфе начиналось знакомство опального поэта с Тавридой.