Мистерия Грааля - стр. 28
Вторым был племянник Артура Модред. Пока дядя пытался создать свою легендарную мировую империю и даже завоевать Рим, дабы увенчать там себя императорской короной, Модред, который остался дома, узурпировал власть и овладел его дамой Гвиневерой. В последовавшей за этим войне предатель был убит, однако гибель настигла и лучших рыцарей Круглого Стола. Сам Артур получил смертельную рану и был увезён в Авалон, дабы его обитательницы исцелили короля и он мог завершить свою миссию.[55] Однако раны Артура (особенно та, что, согласно некоторым авторам, получена от отравленного копья) вновь и вновь открываются каждый год, и верные соратники короля напрасно ожидают его возвращения в родные земли. Но, как гласит традиция, однажды Артур вернётся из Авалона, чтобы вновь обрести своё царство: вот почему бритты с тех пор не желали признавать своим королём никого другого.[56] В других версиях легенды – например, в Otia imperialia Гервазия из Тилбери – Артура изображали лежащим в постели в чудесном месте, расположенном на вершине горы. Согласно иным источникам, по преимуществу христианским, Артур «умер» и его тело погребено в аббатстве Гластонбери, кое, как мы уже видели, отождествлялось с самим Авалоном.
Всё это может свидетельствовать о кризисе и крушении царства, что последовали за поисками Грааля. В то же время здесь мы обнаруживаем иной фундаментальный сюжет цикла Грааля: раненого короля, который ждёт исцеления в таинственном недоступном месте, дабы он вновь мог «вернуться». Кроме того, стоит вспомнить иную тему, с коей мы сталкивались, рассматривая кельтские саги, а именно, царство, подвергшееся разорению и опустошению вследствие плебейского восстания или ранения короля, нанесённого копьём или пылающим мечом.
Глава 10. Имперская сага и Правитель Вселенной
Если рассмотреть сагу об Артуре в вышеупомянутой перспективе, она предстанет как одна из многочисленных форм общего мифа об Императоре или незримом Правителе Вселенной и его воплощениях. Этот сюжет прослеживается с древнейших времён и имеет отношение к доктрине «циклических воплощений» или аватар, то есть воплощений, в особые времена и в различных формах, единого принципа, который в промежуточные периоды существует в непроявленном состоянии.[57] В образе Артура постоянно обнаруживаются черты, свойственные такому воплощению. В легендах это подчёркивается утверждением, что он не умер, но удалился в недоступное место, откуда однажды явится вновь, или что он спит и когда-нибудь проснётся. И, точно так же как сверхисторический элемент в подобных случаях накладывается на элемент исторический, превращая подлинного персонажа в символ, имеет место и обратное, когда имена таких реальных фигур порой сохраняются в веках, до сих пор обозначая нечто, наделившее их трансцендентным смыслом.