Мистерия Грааля - стр. 26
Такое место, как вращающийся замок (Каэр Сиди), есть то же самое, что и «крутящийся остров», каковой в древних кельтских сагах зачастую являет собой эквивалент Стеклянного Острова и, в целом, Авалона; здесь мы определённо обнаруживаем аллюзию на полярный регион, коий обращается вокруг своей оси и увлекает в своё вращение весь мир. Это очевидное указание на образ Правителя Вселенной (чакравартина), чьё именование буквально означает «тот, кто вращает колесо», то есть, в данном случае, тот, кто, как недвижимый центр, движет колесо царства и упорядочивает вселенную.
Те же самые идеи обнаруживаются в символизме Круглого Стола, созданного Артуром по совету Мерлина в качестве отличительного знака рыцарского ордена, чьим верховным лидером он был. Согласно произведению сэра Томаса Мэлори, Круглый Стол был построен как образ мира; в нём, как верили, отразилась вся вселенная, мир земной и мир небесный.[52] В других текстах он соотносится с расположением созвездий и символизирует вращение небесных сфер вокруг недвижимого центра. Отсюда становится совершенно понятно, что рыцари, сидевшие за Круглым Столом, выступают в качестве персонификации упорядочивающей силы центра.
В различных легендах этих рыцарей Круглого Стола или, по крайне мере, лучших из них, насчитывается двенадцать; это явно соответствует двенадцати пэрам, которые в Roman de Brut «поделили землю на двенадцать частей, и каждый из них взял одну часть себе во владение, назвавшись её королём». Двенадцать – это солярное число, которое всегда проявляется, пусть и в различной форме, там, где утвердили или пытаются утвердить традиционный центр: например, двенадцать тронов Мидгарда, двенадцать высших олимпийских богов, двенадцать деревянных шестов в дельфийском святилище, двенадцать ликторов Рима, двенадцать обитателей Аваллона и двенадцать графов-паладинов Карла Великого. Более того, в цикле легенд о Граале и короле Артуре подобный символизм связан с мотивом Опасного Места (Siege Perilous), места за Круглым Столом, нарочно оставленного свободным и предназначенного для ожидаемого и предопределённого рыцаря, превосходящего всех прочих и иногда описываемого как тринадцатый рыцарь, каковой с очевидностью соответствует той же высшей функции центра, вождя или полюса тех двенадцати, который будет образом или воплощением чакравартина или Правителя Вселенной.[53]
Естественно, когда возникает сюжет об Опасном Месте, на ум приходит мысль об упадке артурова королевства или деградации его представителей, так что в итоге возникает потребность в восстановлении. Теоретически, именно в этот момент рыцари Круглого Стола отправляются на поиски Грааля и именно в этом пункте оказываются неразрывно сплетены, в соответствующей литературе, события, связанные с Граалем, и приключения рыцарей короля Артура. Говоря в целом, королевство Артура отождествлялось с Локрисом или Логром, древним обозначением Англии, наподобие «Албании» или «Белого Острова», каковой рассматривался в качестве местопребывания Грааля. Рыцари Артура отправились на поиски Грааля, дабы восстановить королевство в его былом великолепии и разрушить магические чары, кои, согласно