Размер шрифта
-
+

Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5 - стр. 34

Любое проектирование должно содержать следующие этапы:

• Постановка вопроса – это создание проблемной ситуации. Данный этап должен выявить все очевидные и неочевидные характеристики готовящегося проектирования, задать эргономические, эстетические, художественные, производственные и потребительские требования к готовому проекту.

• Формулировка проблемы – осознание проблемной ситуации, методологическая обработка информации, формулирование проектной задачи. Настройка мыслительной деятельности, вытекающие из предыдущего этапа. Это период активизации прошлого теоретического и практического опыта, поиск новых знаний и настройка мыслительной деятельности на предстоящую работу. Данный этап должен подготовить теоретическую почву, дать достаточное количество информации дизайнеру-проектировщику, максимально увеличить радиус охвата знаний по заданной тематике и гарантировать понимание (следовательно, заранее предупредить множество ошибок и недочетов проектирования).

• Решение – собственно этап выполнения поставленной проектной задачи. На данном этапе начинается создание макета (прототипа) или макетов (прототипов) проекта. Начинается построение образов, строящихся на чувственных и композиционных решениях.

• Уточнение развития – получение составляющих проекта из образов, полученных на предыдущем этапе (опосредование образов), поиск взаимосвязей, усиление композиционных характеристик, поиск и акцентирование формообразующих и концептуальных мотивов и дальнейшее преобразование, анализ и опять преобразование, продолжающееся до момента получения удовлетворяющего результата. «Усовершенствовать композицию – значит усовершенствовать мысль» [2, С. 45].

• Ответ – сам момент получения макета проекта, удовлетворяющего характеристикам, выявленным на этапах постановки вопроса и формулирования проблемы. На данном этапе проводятся заключительные доработки, не влияющие на проект в целом, а усиливающие уже полученный результат.

Представленной модели проектного мышления придерживаются сторонники кибернетического подхода к изучению мыслительных процессов [1, стр. 58]. В проектном творчестве, Каримова И. С. данную последовательность выразила как схему: «проектная проблема – проектная задача – поиск проектного образа – проект» [4, С. 62].

Начинать практические занятия обучения художественному проектированию на компьютере, по нашему мнению, лучше всего на футуристических пейзажах с фантазийной архитектурой и техникой.

Во-первых, подчеркнутая нереальность данных работ позволяет отходить от достаточно сложного этапа проектирования – проверки соответствия эргономике и удобству использования, это дает больше художественной свободы проектировщику.

Страница 34