Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5 - стр. 24
Переход на свободно распространяемое ПО
Безусловно, правильная стратегия перехода на свободно распространяемое ПО (на что обратили особое внимание Д. А. Медведев на заседании Совета по информационному обществу) требует осторожности и осмотрительности. Решить эту проблему сразу, на наш взгляд, не реально. Тактика перехода на свободно распространяемое ПО должна и может быть реализована только поэтапно – путем «отвоевывания» плацдарма за плацдармом.
Начать можно с локализации образовательного ПО таким образом, чтобы не зависеть от операционной системы (ОС), установленной на компьютере. Важно отметить при этом, что мультимедийные ЭОР стандарта SCORM должны одинаково работать, как в среде Windows, так и в среде свободно распространяемого ПО – ОС Linux. Это позволит использовать OC Linux на тех компьютерах учебного заведения, которые задействованы в учебном процессе. При работе с этими же ЭОР у учащегося на его домашнем компьютере может стоять Windows или любая другая ОС.
Маневр есть также в диверсификации учебного процесса за счет использования ЭОР, в которых реализована виртуальная среда изучаемой дисциплины. Например, значительную часть учебного процесса по освоению ПО (Windows, Photoshop, Flash, С++ и др.) Можно проводить не в самих программах, а в их виртуальных обучающих моделях – ЭОР. А практические работы выполнять на тех компьютерах, на которых установлено лицензионное ПО. Разумеется, это не самый лучший вариант решения, однако это позволит сократить материальные затраты на приобретение лицензионного ПО для каждого компьютера.
Проблемы создания мультимедийных ЭОР на промышленной основе
Отсутствие современных мультимедийных ЭОР связано с необходимость использования сложных мультимедийных технологий – видео, звук, графика и т. д. Такое положение дел с мультимедийными ЭОР есть результат отсутствия технологий для промышленного производства качественных современных мультимедийных ЭОР.
Время подтвердило бесперспективность концепция создания мультимедийных ЭОР на основе универсальных инструментальных пакетов (Authoware, Tool Book Instructor, hypermethod, Flat и др.) В основу такой концепции поставлена разумная на первый взгляд идея – иметь универсальный и доступный для владеющего компьютером автора-предметника программный инструмент, для создания ими мультимедийных учебников по собственному разумению. Но в действительности, создание мультимедийного контента связано с таким количеством сложных технологических проблем, что не каждый профессиональный коллектив программистов в состоянии их решить. Как результат, в таких средах не было создано практически ни одного рыночного мультимедийного ЭОР для средней или высшей школы. Например, все ЭОР, заказанные Минобрнауки РФ у российских производителей или западные ЭОР, представленные на рыке CD-ROM, все созданы в собственных инструментально-программных средах самих разработчиков.