Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5 - стр. 18
Постоянно следует помнить о реализации экспрессивной и суггестивной функций рекламной печатной продукции, очень важной в музейной коммуникации. Экспрессивная функция реализуется на этапах 1–3, на которых формируется эмоциональная насыщенность рекламного комплекта с помощью ассортимента (разнообразие в использовании рекламных носителей и форматов полиграфической продукции), вербальной (использование экспрессивных приемов в текстовой части) и невербальной (экспрессия выразительных средств в композиционном, графическом и цветовом решении проекта) составляющих проекта. Экспрессивный фактор также должен быть учтенным на стадии репрезентации (8) – в подготовке полиграфических комплектов к просмотру отчетных работ. Экспрессивная нагрузка в оформлении проектов может быть выражена через компоновку макетов, цветовое решение фона, шрифтовые гарнитуры и пр.
Суггестивная функция также реализуется на стадиях 1–3 и 8. На начальных стадиях проектирования осуществляется поиск суггестивных приемов вербального (использование особенностей целевой аудитории, семиотические приемы, прямые и побудительные обращения к адресату информации и пр.) и невербального (использование цветовой и образной символики, способов привлечения внимания и усиления художественной выразительности и пр.). На стадиях 7 и 8 следует обратить внимание на способность тех или иных рекламных носителей воздействовать на адресата, влиять на восприятие и запоминаемость информации, вызывать ощущение многообразия в единстве.
Важным принципом в процессе проектирования нам представляется соблюдение иерархии (соподчинения элементов). Этот принцип играет особую роль на любой стадии проектной деятельности. В сочетании информационной, экспрессивной и суггестивной нагрузки уже необходимо выбрать основной компонент применительно к каждому из рекламных носителей и видов полиграфической продукции. Например, в афише или продукции сувенирного характера на первый план может быть выдвинут экспрессивный фактор (привлекающий внимание реципиента), тогда как информационный и суггестивный будут сопровождать и дополнять его. В буклете, наоборот, вперед выходит информационная нагрузка, а экспрессия и суггестия становятся дополнительными факторами. Принцип иерархии обусловлен особенностями человеческого восприятия, сила которого обратно пропорциональна количеству имеющих преимущественное значение средств воздействия коммуникатора на реципиента. Согласно иерархическому принципу, в комплексе этих средств должны существовать и взаимодействовать между собой основные и дополнительные коммуникативные возможности.