Размер шрифта
-
+

Методы активизации творческого процесса. ТРИЗ - стр. 3

Мораль сей истории в том, что первыми на совещаниях должны высказываться самые младшие, иначе на них будет давить авторитет вышестоящих.


1.2.4. Легенда о торпеде


Во время Второй мировой войны Алекс Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж военного корабля и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду – может быть, она свернет в сторону. Раздался смех, но главный механик сказал, что у него имеются мощные брандспойты, которые способны сбить торпеду с курса. Тем самым существенно снижается уязвимость судна.

Так, согласно легенде, у А. Осборна появилась идея коллективного поиска решений, который он впоследствии назвал «мозговой штурм».

1.3. Основные правила и требования

1.3.1. Процесс генерирования идей


Правила выдвижения идей.


1. Отсутствие любой критики (не только словесной, но и мимики) и суждений.

2. Выдвижение любых фантастических и даже нереальных, «бредовых» идей.

3. Бурное выдвижение большого количества идей без остановки в достаточно быстром темпе (большой поток свободно высказываемых идей).

4. Подхватывание и развитие идей, выдвинутых одним генератором, другими участниками мозгового штурма.

5. Фиксирование всех выдвинутых идей (видео, аудио или стенографическое).

6. Группа должна состоять из ведущего и 5—15 генераторов идей.


Требования к генераторам идей.


1. Творческие люди, способные к фантазии, свободно выдвигающие большое число идей.

2. Люди, умеющие быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

3. Люди с широким кругозором знаний, но не обязательно знающие глубоко данный предмет.

4. Люди разных специальностей, по возможности не связанные с темой обсуждения или охватывающие различные аспекты рассматриваемой проблемы (техническое, экономическое, потребительское, социальное, экологическое и т. д.).

5. Желательно, чтобы люди были разных полов и возрастных категорий, но с разницей не более 25—35 лет.

6. Нежелательно присутствие в группе начальника и подчиненного, за исключением случая, если между ними неформальные, дружеские отношения.


Требования к ведущему процесс генерирования идей.


1. Человек с большим опытом проведения сессий мозгового штурма.

2. Человек, умеющий создать непринужденную обстановку.

3. Человек с широким кругозором и образованием.

4. Человек, умеющий выдвигать, подхватывать и развивать идеи, особенно в моменты, когда участники штурма прекращают высказывание идей.

Страница 3