Методология исследования политического: основные подходы и направления - стр. 32
Такой методологический подход заодно поможет избежать напрашивающейся тавтологии, смешения или некоторой подмены понятий, делающих в русском языке чуть ли не синонимами термины «политика» и «политическое», поскольку желание некоторых отечественных аналитиков рассматривать политическое как сочетание трех крупных блоков, ведет именно к этой путанице. Если допустить, что политическое включает в себя в качестве первого блока социально-философские и идейно-теоретические основания политики, политические парадигмы и свои собственные системообразующие признаки. Во второй блок входят политические системы и культуры, условия их изменения и смены, а в третий блок попадают политические институты и процессы, наряду с политическим поведением и участием, тогда возникает законный вопрос о том, где тогда политика как общественное явление?
Точно также нельзя подходить к понятию политическое как к единству двух самостоятельных сфер социальной жизни. Где первую сферу будет составлять повседневные политические практики, осуществляемые на всех уровнях, начиная с международного, затрагивающего интересы всего мирового сообщества, (мегауровень) и кончая частными контактами отдельных лиц или групп (эгоуровень). А вторая сфера будет состоять из разработки политических программ, идеологий, курсов дальнейшего социального развития и принятия политических решений относительно путей, средств и форм их реализации [7].
Ведь тогда получается, что К. Шмитт был в чем-то прав, когда обвинил современную ему политическую науку в том, что она «заблудилась» между понятиями государственное и политическое, пытаясь определить одно через другое. Тогда государство «оказывается чем-то политическим, а политическое – чем-то государственным, и этот круг в определениях явно неудовлетворителен» [8]. Поэтому, если принять в качестве методологической основы предложенный подход к анализу политического, наполнив его конкретным узкопрофильным содержанием, тогда можно поставленную К. Шмиттом проблему считать исчерпанной. Ведь, начав рассматривать политическое как неотъемлемое явление социальной жизни, в пределах которого противоборствуют между собой различные направления ценностей и целей, представленные в доктринах власти и оппозиции, можно будет не только четко разграничить его с политикой, но также избежать лингвистических натяжек, вредящих русскому языку и связанной с ним духовной культуре.