Размер шрифта
-
+

Методология исследования политического: основные подходы и направления - стр. 31

Поэтому, выдвигая в отличие от сугубо либеральной трактовки политического, данной Ханной Аренд, как некоего пространства свободы и публичного обсуждения, свое, как представляется, более научное понимание, Ш. Муфф обращает наше внимание на власть как центральную категорию политики. Исходя из этого, он выделяет в политическом в первую очередь пространство власти, а вместе с ним пространство конфликтов и неразрешимых антагонистических противоречий [5]. Именно они, опираясь на политическую теорию, делают через политическую практику сложную социальную систему человеческих взаимоотношений такой, какой она сложилась в глубокой древности на цивилизационно-государственном уровне, и, противоречиво развиваясь, стала тем, чем она является на сегодняшний день.

И если мы видим в политике (помимо всего прочего) необходимый набор практик и соответствующих институтов, ответственных за поддержание порядка выгодного господствующей политической силе или ее противникам в условиях, порождаемых флуктуациями политического, тогда почему об этом политическом нельзя говорить как о политическом явлении? Причем, это явление, отвечая закону единства и борьбы противоположностей, несет в себе обязательный диалектический характер, отражая на теоретическом уровне в первую очередь борьбу систем ценностей и целей, постоянно ведущуюся между властью и оппозицией и реализующуюся в практике политической жизни. Таким образом, если политика представляет собой прикладной характер борьбы за власть, то ее ценностно-целевой аспект попадает в сферу интересов политического (в нашей трактовке – политического явления).

Тогда совершенно не обязательно вслед за А. Хеллером выдвигать публичность в качестве главного критерия политического, поскольку не каждая политическая доктрина или учение, несущие в себе конкретный набор ценностей и целей, могут вписаться в политическое сознание широких слоев общества [6]. Но некоторые из них вполне могут повлиять на изменение развития социальной системы, не став публичными. Скажем, формировавшаяся с XIV в. теория «Москва – Третий Рим», вплоть до 1589 г. совершенно не носила публичный характер. Однако это ей не помешало оправдать объединение великорусских земель вокруг Москвы, отвергнуть участие «рыночных» людей в управлении государством, ориентируя светскую власть в первую очередь на собирание духовных, а не материальных ценностей, и повлиять на утверждение института патриаршества в России.

Если понимать термин «политическое» в данном контексте, тогда можно согласиться с тем, что его эквивалентом в английском языке станет термин

Страница 31