Размер шрифта
-
+

Методология художественного образования - стр. 30

Собрания Общества учителей рисования проходили в помещении Академии художеств, П. П. Чистяков с момента организации общества являлся его почетным членом. Нужно полагать поэтому, что Конкурсная комиссия Академия была в курсе обсуждения вопросов, связанных с назревавшими проблемами преподавания рисования. В дальнейшем она все увереннее рекомендует основным содержанием занятий делать рисование с натуры предметов окружающей жизни. Так, в отчете о XXIV конкурсе рисунков (1905 г.) она советует «разнообразить работу ученика предметами из мира, его окружающего. По возможности, вводить эти упражнения параллельно с рисованием всех тех моделей, с которых уже принято рисовать. Дают очень хорошие результаты наброски тушью (кистью) предметов обихода прямо на глаз, без прорисовывания предварительного карандашом; при этом упражнения ученик более всего приучается видеть общую форму предмета, лучше научается видеть его силуэт».

О необходимости рисовать с предметов окружающем жизни говорится и в отчете о XXV конкурсе рисунков учащихся женских учебных заведений. «Следует с первого года рисовать с живых цветов, листьев, с предметов домашнего обихода, с чучел петуха и животных, с живых животных и человека. Вести эти упражнения в виде набросков и законченных рисунков. Развитие памяти, впечатления должно идти с самой первой ступени обучения. Работа акварелью ведется с самого начала обучения, идя параллельно рисованию. Имея в виду, что все-таки конечная цель рисования – это развитие в учащихся способности к творчеству, кроме сочинений художественно-прикладного характера следует поощрять у учащихся желание рисовать по памяти, по впечатлению события или впечатления из жизни, а также делать композиции на заданные темы».

Эта же линия проводилась Конкурсной комиссией совместно с Обществом учителей рисования и позднее. Так, в отчете Комиссии о XXVIII конкурсе рисунков написано: «В рисовании следует развивать глаз и руку, вкус, впечатлительность, память и способность к творчеству. Для такого всестороннего развития учащихся необходима масса разнообразных моделей, систематически подобранных. Рисовать много по памяти, по впечатлению, а также задавать композиции или сочинения на заданные или свободные темы».

Таким образом, материалы Конкурсной комиссии показывают, что в конце XIX – начале XX вв. у нее не только сложилось отрицательное отношение к геометрической системе обучения, но и определились основы новой системы, в которой главным видом занятий стало рисование с натуры предметов окружающей действительности. Главной заботой обучающего стало «научить смотреть на натуру». Подразумевалось следующее дальнейшее творческое развитие личности.

Страница 30