Размер шрифта
-
+

Медитация. С чего начать. Советы новичкам

1

Тонкие ветра либо тонкие энергии – это связь между умом и телом. (Здесь и далее прим. ред.)

2

• Изобилие состояния Будды, как можно еще назвать Просветление, описывается при помощи Трех тел Будды. В данном контексте «тело» означает не физический организм, а, скорее, аспект бытия.

• Абсолютное Тело (санскр. – Дхармакайя), буквально называемое «Окончательное Тело Всего Существующего», – непроявлено, неописуемо при помощи любого уровня определений, не поддается воздействию и подобно пространству. Хотя его можно назвать вечным, бесконечным, лишенным временных характеристик, вся игра времени и пространства содержится в нем.

• Тело Совершенного Опыта (санскр. – Самбхогакайя), называемое «Телом Полного Наслаждения» или «Качествами Просветления», – формальное проявление Просветления. Оно нематериально и обладает природой света, излучаемой движением Абсолютного Тела. Невидимое обычными существами, оно воспринимается Бодхисаттвами трех высших уровней. Не обладая преходящей природой всех явлений, оно не может быть подвержено временным переменам.

• Тело Излучения (санскр. – Нирманакайя) относится к Будде, появляющемуся в сфере обычных явлений, например – Будде Шакьямуни. Будучи проявлением сочувствия, он или она ведет существ к состоянию освобождения.

• Часто упоминается и четвертое Тело – Тело Самой Сущности (санскр. – Свабхавикакайя), в действительности выражающее неразделимость трех остальных Тел.

3

Закон кармы, что буквально означает закон причины и следствия, гласит, что любое действие, совершенное в рамках дуализма субъекта и объекта, будь это действие тела, речи или ума, приносит результат тому, кто это действие совершает. Результат этот поначалу совершенно неощутим и незаметен, подобно отпечатку или семени, засеянному в тонкие слои индивидуального сознания. Речь идет о слоях, более тонких, нежели то, что понимается в психоанализе как бессознательное, а именно – об алайя виджняне, хранилище или потенциале сознания. Начиная с такого скрытого состояния, разворачивается процесс созревания, длящийся, в общем, несколько жизней, возможно, сотни жизней, завершением которого является проявление данного кармического семени, определяющее либо общие условия жизни (пол, гражданство, богатство, умственные и физические способности, и т. д.), либо условия временные (болезнь, встреча, успех, провал и т. д.). Все это напоминает работу компьютера: многочисленные данные взаимодействуют друг с другом, постоянно дополняются и обновляются, более или менее влияя на результат. Мы в своих действиях постоянно руководствуемся двойственностью, этот неверный подход может быть действительно искоренен только достижением Пробуждения, ведь существует постоянный поток новых элементов, подпитывающий наш кармический потенциал; при этом постоянное созревание ведет к высвобождению старых впечатлений. Весь этот процесс весьма далек от статики, он пребывает в постоянном движении. Стоит напомнить и о том, что все явления, управляющие нашей жизнью, есть проявления нашей кармы; частой ошибкой здесь является вычленение отдельного элемента. Совершенно несостоятельными следует признать размышления такого рода: если некто заболел, это – кармический результат, и поэтому нет никакого смысла стремиться к излечению. Мы в таком случае забываем, что наша карма подразумевает существование врачей и больниц, куда можно обратиться за помощью.

Закон кармы – очень широкое понимание законов нашей Вселенной. Посеяв пшеницу, невозможно вырастить рис. Случайность отнюдь не правит материей, не больше ее роль и в индивидуальных условиях человеческой жизни. Очень сложную, зависимую от взаимодействия бесчисленных элементов, кармическую взаимосвязь причин и следствий можно свести к весьма простому принципу: несущий страдание засевает в сокровенной глубине своего существа потенциал для будущего страдания, а тот, кто приносит счастье, засевает потенциал будущего счастья.

4

Буддизм рассматривает бесчисленные варианты существования помимо жизни человека или животного. Некоторым областям существования свойственно большее счастье, чем счастье мира людей – например, в мире богов, или дэвов. Страдание других сфер превосходит страдание, мыслимое на Земле. Эти области существования в целом называются «обусловленным существованием», которое называется сансарой, колесом существования. Прервать цикл перерождений и страдания – означает достичь освобождения.

5

Термин Дхарма обозначает духовный путь в целом или путь, которому учил Будда, в зависимости от контекста.

6

Принятие Прибежища означает действие, которым принимается духовное покровительство Будды, его учений и сообщества существ, достигших постижения. В первый раз принимается в ходе формальной церемонии, в дальнейшем, следуя традиции, предшествует каждому занятию медитацией.

Страница notes