Размер шрифта
-
+

Медитация. С чего начать. Советы новичкам - стр. 14

Нужно понимать, что стремления всех существ напоминают наши. Каждый из нас хочет счастья. Это желание счастья одинаково для всех. Мы не хотим страдать точно так же, как и другие существа. Благодаря такому пониманию, гнев, агрессия и недоброжелательность постепенно исчезнут из нашего ума, и мы будем развивать любовь, сочувствие и доброту. Так мы действительно начнем плодотворно медитировать.

Плодородная почва

Очень важно четко понимать важность крепкого фундамента, который мы таким образом закладываем. Если вы попытаетесь вырастить цветок или дерево на каменистой или неплодородной почве, ваши попытки не увенчаются успехом. Если же вы подготовите почву, удалите камни, обильно внесете удобрения, ваши семена и растения будут расти быстро и энергично. Вскоре вы получите цветы. Точно так же, если мы не приготовили почву, исправив наше поведение и привив себе любовь и сочувствие, наша медитация не будет развиваться. Если почва плодородна, для ее расцвета не будет никаких препятствий.

Отвлечение

Наш ум постоянно притягивается к объектам, улавливаемым нашими органами чувств: зримой форме, слышимым звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям. Ум не только полностью поглощен этими объектами, но и в отношениях, устанавливаемых с ними, применяет к ним изобретенные им самим понятия. Определенные объекты он считает приятными и привязывается к ним. Другие ему не нравятся, поэтому к ним возникает отвращение. Привязанность и отвращение, сменяя друг друга, вызывают страдание ума, который их производит.

Иногда наш ум не отвлечен никакими объектами или чувствами: никакие формы, звуки, запахи, цвета или прикосновения не занимают его. Но ум остается неспокойным из-за беспрерывного потока мыслей, отнимающих всю нашу энергию. Таким образом, ум не знает никакого покоя.

Некоторые из этих мыслей относятся к пережитому нами в прошлом: сегодня, вчера, на прошлой неделе, месяц назад или несколькими годами ранее. Но куда чаще наш ум обращается в будущее: мы размышляем о том, что должно произойти завтра, неделю спустя или через месяц, вместо того, чтобы анализировать свое нынешнее положение. Короче говоря, о чем бы вы ни размышляли, о прошлом, настоящем или будущем, размышлениям этим нет конца. Фактически, страдание создано цеплянием за идею о том, что наши мысли – это нечто реальное.

Отвлеченный объектами чувств или последовательностью мыслей, ум никак не может покоиться в своей непоколебимой сути. Знание о том, как оставлять ум в его природе таким, каким он есть, без отвлечений на внешние явления или внутренние мысли, – таково точное определение того, что мы называем медитацией.

Страница 14