Размер шрифта
-
+

Медитация. С чего начать. Советы новичкам - стр. 2

Мы не в силах избежать страдания, возникающего перед нами снова и снова. Каковы бы ни были наши надежды, мы всегда будем разочарованы.

Если мы видим в отражении зеркала свое грязное лицо и пытаемся отмыть само зеркало, это ничего не изменит, скреби мы его годами. Нам не под силу удалить со своего отражения ни крупицы грязи, ни малейшего пятнышка. Поскольку наши усилия направлены неверно, все они будут напрасны. Таков один из основных принципов буддизма и медитации: понять, что счастье или несчастье зависят не от внешнего мира, а от нашего собственного ума. Если мы не понимаем этого, то никогда не обратимся внутрь, продолжая впустую вкладывать энергию и надежды во внешнюю суету. Поняв это, можно умыться, и в зеркале появится чистое отражение.

Что полезно для медитации

Медитация связана с умом. Однако эффективная медитация требует множества полезных условий, без которых усилия останутся бесплодными.

Во-первых, поняв, что счастье и несчастье по своей сути зависят только от ума, мы должны ощутить сильнейшую устремленность к медитации и радость от нее.

Во-вторых, нам необходимо руководство учителя, который должен научить нас медитировать. Если мы решили отправиться в местность, которой нет на карте, не прибегая к помощи проводника, можно и не добраться до цели нашего путешествия. Идя наобум, легко сбиться с пути или дать солидный крюк. Так и с медитацией – без мастера, руководящего ею, мы просто заблудимся среди множества пересекающихся троп.

В-третьих, важно место, в котором мы медитируем. Особенно это касается новичков. Обстоятельства нашей жизни могут очень сильно сдерживать нас, вызывая обилие мыслей, парализующих наши старания в медитации. Поэтому важно найти место, несколько удаленное от мирских забот. Дикий зверь, живущий в высокогорном лесу, вряд ли вынесет городскую суматоху. Так и медитирующий ум не может развиваться среди условий, где царят постоянные внешние искушения и отвлечения.

Как медитировать

Оказавшись в уединенном месте, нужно освободить свое тело от любой внешней деятельности, ум – от мыслей о прошлом и будущем, а речь – от бесполезной болтовни. Тогда тело, речь и ум придут к естественному покою.

Поза тела важна, поскольку оно пронизано сетью тонких каналов (нади), в которых движутся тонкие ветра[1] (прана). Появление мыслей связано с циркуляцией этих ветров. Возбуждение тела приводит к возбуждению каналов и ветров, что, в свою очередь, вызывает умственное беспокойство.

Речевая деятельность, формирование звуков тоже зависит от активности ветров. Чрезмерная болтливость возбуждает их, увеличивая количество мыслей, в то время как молчание способствует медитации. Таким образом, спокойствие речи и ума создает условия для внутреннего спокойствия путем прекращения избыточных мыслей. Как спокоен всадник, искусно управляющий скакуном, так и ум успокоится, если тело и речь будут под присмотром.

Страница 2